Колхозный кузнец нередко выполняет различные работы по ремонту телег,
саней и колес. Чаще всего приходится производить сварку осей, правку
тяг, оттяжку концов, нарезку резьбы на болтах и гайках, сверление
отверстий, изготовление новых стальных деталей вместо износившихся.
Прежде чем приступить к выполнению какого-либо ремонта, кузнец должен
тщательно осмотреть деталь или узел, выяснить вид, объем ремонта и
подготовить материал и инструменты, необходимые для его выполнения. При
изготовлении новой детали взамен вышедшей из строя кузнец должен точно
установить ее -размеры.
Сварка оси телеги. Оси телеги — наиболее нагруженные детали, и
поэтому они чаще других гнутся и ломаются. Быстрая
езда по неровной дороге даже без клади нередко
является непосредственной причиной поломки осей, особенна передней, так
как она имеет посредине отверстие для сердечника, увеличивающее
вероятность ее поломки.
В случае поломки передней оси сварку ее следует производить в разруб с
обязательной высадкой одного из свариваемых концов или обоих для того,
чтобы при вытяжке >после сварки сохранить прежнюю длину оси.
В случае надлома оси кузнец должен тщательно осмотреть его. Если надлом
(трещина) (проникает больше чем на 7з сечения оси, целесообразно
разломать ось и произвести сварку концов в 'разруб. Если трещина
проникла на толщину менее 7з, целесообразно произвести только заварку.
Во всех случаях сварки или заварки ось нужно тщательно выправить и
проверить по линейке.
Изготовление крепежной скобы для подушек заднего хода
(см. рис. 105) взамен сломавшейся. После осмотра и обмера сломавшейся
скобы кузнец выбирает полосовую сталь для заготовки и отрубает заготовку
необходимой длины. Для изготовления скобы кузнец должен выполнить
следующие операции:
1) нагреть первый конец заготовки и оттянуть его на круглое сечение
диаметром 12 мм для нарезания резьбы на длине 30—40 мм;
2) нагреть второй конец заготовки и оттянуть его на круглое сечение для
нарезания резьбы на той же длине;
3) нагреть среднюю часть заготовки и согнуть на оправке так, чтобы
подушки плотно без зазоров охватывались скобой;
4) отрубить от полосы заготовку необходимой длины для изготовления
нижней подкладки, надеваемой на оттянутые концы скобы,
5) просверлить отверстия по концам подкладки с таким расчетом,. чтобы
оттянутые концы скобы свободно проходили в эти отверстия;
6) нарезать резьбу на оттянутых концах скобы, а также в гайках (если нет
готовых гаек);
7) поставить скобу на место, надеть внизу подкладку и закрепить гайками.
Изготовление и постановка подрезов для саней взамен изношенных.
Подрезы (рис. 115) держатся на полозьях главным образом передними (на
загибе) болтами и задними (на торце) гвоздями. Поэтому диаметр переднего
болта больше остальных и болт ставится головкой наружу, а резьбой с
гайкой внутрь саней. Торцовый гвоздь—кованый, длиной не менее 120 мм, с
широкой шляпкой. Диаметр двух средних болтов, которыми крепится средняя
(горизонтальная) часть подрезов к полозьям, должен быть не .более 8—10
мм, с резьбой на длине 10—12 мм. Если болты ставят резьбой вверх, то они
должны иметь потайную головку, не выступающую за поверхность подреза.
Если же болты
ставят головкой вверх, то отверстия в подрезах
должны иметь резьбу. После завинчивания болтов в отверстия подрезов
концы болтов обрезают ножовкой заподлицо с подрезами и зачищают
напильником.
Подрезы обычно изготовляют из полосовой стали марки Ст. 3 сечением 5X30
мм. Длина заготовки рассчитывается в зависимости от длины полозьев.
Гибку переднего и заднего коицов следует производить с нагревом до
850—900°.
Изготовление крепежной скобы для рамы саней. Крепежную скобу 4 (рис.
116, б), связывающую раму саней с полозьями, изготовляют из полосовой
стали марки Ст. 3 сечением 3X50 мм. Для изготовления и постановки скобы
на место кузнец должен выполнить следующие операции:
1) снять старую, изношенную скобу, установить ее размеры и проверить
правильность длины и отверстий для винтов;
2) отрезать заготовку и разметить участки гибки скобы;
3) нагреть участок гибки первого конца и произвести гибку;
4) нагреть участок гибки второго конца и произвести гибку;
5) разметить и просверлить четыре отверстия для винтов;
6) установить скобу на место и прикрепить к полозьям и раме винтами.