В условиях колхозной кузницы подковы нередко изготовляют ручной ковкой.
Конструкция конской подковы несложна. Подкова представляет собой
незамкнутую дугу, изготовленную из полосовой стали толщиной от 10 до 14
мм, шириной от 20 до 30 мм. Для крепления подковы гвоздями к копыту
лошади в подкове делают восемь сквозных отверстий. Три шипа на подкове —
один на лобовой части и два на концах—предназначены для того, чтобы ноги
лошади не скользили.
На рис. 100 показано устройство и приведены основные размеры подковы.
Плоскость подковы, прилегающая к копыту лошади, называется верхней, а
противоположная ей — нижней. Если мысленно разделить подкову на две
одинаковые части по вертикальной плоскости, то часть, обращенная к
другой ноге лошади, называется внутренней ветвью подковы, а
противоположная ей, обращенная от ноги лошади наружу, называется
наружной ветвью.
В нижней плоскости в обеих ветвях подковы имеются канавки 5, называемые
гвоздевыми дорожками, в которых пробиты гвоздевые (сквозные) отверстия 2
для подковных гвоздей. Размеры гвоздевой дорожки должны быть такими,
чтобы в ней можно было поместить шляпку подковного гвоздя. На этой же
плоскости крепят три подковных шипа: два пяточных
6 и один передний 4.
На верхней поверхности подковы расположены в передней части отворот 3,
выходные отверстия 2 для гвоздей и скос на внутренних сторонах подковы,
называемый бухтовкой 1. Отворот 3, представляющий собой дугообразный
выступ толщиной не более 3—5 мм, оттянутый с передней части подковы,
делают для более плотной пригонки подковы и более прочного крепления ее
к копыту. Бухтовка служит для того, чтобы подкова не касалась мягких
подошвенных частей копыта и не вызывала болевых ощущений в ноге лошади.
Для работы лошади в летних условиях применяют летние подковы с тупыми
шипами или совсем без шипов, а для работы в зимних условиях—зимние
подковы с острыми шипами.
Размеры отдельных элементов и вес подков различны и определяются
размерами копыт, а также условиями работы лошади. Наиболее
употребительные размеры и вес подков приведены в табл. 38.