Лошадь должна быть подкована не только прочно, но и правильно, т. е.
так, чтобы подкова по размерам соответствовала копыту, не затрудняла ход
лошади, не сдавливала ей ногу. Поэтому подгонка подковы и ее крепление
должны быть выполнены кузнецом с особой тщательностью, так как небрежное
выполнение этих операций может вывести лошадь из рабочего состояния на
продолжительный срок.
Подгонка подковы к копыту лошади
Различают два вида подгонки подковы к копыту
— теплую и холодную. При теплой подгонке подкова подогревается до
70—100° для того, чтобы легче и быстрее установить и устранить
неплотности между копытом и поверхностью подковы по пятнам, остающимся
на подошвенном крае роговой стенки от соприкосновения с теплой подковой.
При холодной подгонке подкова не подогревается, процесс длится дольше,
подкова подгоняется менее плотно, чем при теплой подгонке.
Процесс подгонки состоит в следующем: подкову прикладывают к
подошвенному краю роговой стенки так, чтобы гвоздевая дорожка и
гвоздевые отверстия совпали с белой линией рогового башмака, и
добиваются того, чтобы подкова плотно прилегала к подошвенному краю
роговой стенки, но не касалась роговой подошвы и роговой стрелки; с
боков и спереди подкова должна выступать за край рогового башмака на
1—1,5 мм, а сзади концы ее должны выступать за пяточную часть на 3—5 мм.
Все бугорки подошвенной части, выступы, неровности, перекосы удаляются
копытным ножом или рашпилем.
Необходимо подгонять подкову по копыту, а не копыто по подкове, так как
в последнем случае роговой башмак может оказаться срезанным настолько,
что лошадь станет неработоспособной. Плохо пригнанная или не
соответствующая размерам копыта подкова вредно отражается на состоянии
лошади. Так, большие и тяжелые подковы затрудняют ход лошади, а
маленькие подковы сдавливают копыта и слабо защищают их от повреждений.
Неправильно пробитые гвоздевые отверстия могут вызвать «заковку», т. е.
проникновение подковных гвоздей в чувствительные части копыта; поэтому в
изготовленной подкове
проверяют направление отверстий. Для этого вставляют гвозди в отверстия
и проверяют их размеры и направление острых концов. Если отверстия
пробиты правильно, то гвозди должны иметь следующие направления: первый
и второй от зацепа — небольшой уклон внутрь, третий гвоздь — отвесное и
четвертый— небольшой уклон наружу. Таким образом, направление гвоздей
должно соответствовать наружной поверхности роговой стенки и быть таким,
чтобы концы гвоздей вышли наружу, поверх этой поверхности, не задевая
чувствительных частей ноги,
Теплая подгонка подковы позволяет быстрее и плотнее подогнать подкову к
копыту. Поэтому колхозный кузнец должен предпочитать теплую подгонку
холодной, помня, однако, что температура подковы должна быть не более
100°.