Ковка лошадей — довольно сложная работа, и успешное выполнение ее
зависит от знаний и опыта кузнеца. Он должен располагать всеми
сведениями, относящимися к ковке лошадей,— для чего и как она
производится, какие инструменты и приспособления применяются, как
устроено копыто лошади, как обращаться с лошадью во время ковки и пр.
Ковка лошади, т. е. прикрепление стальных подков к ее копытам,
производится для того, чтобы защитить копыта от истирания, механических
повреждений, предохранить лошадь от скольжения и падения при езде по
горам, обледеневшим дорогам, скользкому грунту. Преждевременное
истирание копыт иногда бывает столь значительным, что доходит до
чувствительных частей копыта, и лошадь становится не пригодной к работе
на продолжительный срок. Это происходит потому, что копыто отрастает
сверху, но отрастание идет значительно медленнее, чем истирание, в
особенности тогда, когда лошадь перевозит тяжести по неровной или
жесткой дороге.
Прежде в кузницах лошадей ковали в особых громоздких деревянных
«станках», на перекладины которых поднимали лошадь с помощью брезентовых
широких ремней. Этим достигалась некоторая безопасность кузнеца, но
лошадь вела себя беспокойно, «билась» в станке и нередко калечила ноги и
голову. Поэтому в настоящее время подобные станки почти вышли из
употребления, ковку производят «на руках», и только очень беспокойных и
злых лошадей куют, связав и повалив на землю, или вводят в станок
облегченной конструкции.
Различают два вида ковки — летнюю и зимнюю, которые от-
личаютея друг от друга главным образом конструкцией
подковных шипов. Для зимней ковки применяют подковы с заостренными
шипами и подковные гвозди с заостренными шляпками. Это дает возможность
лошади держаться устойчиво на обледенелой дороге, не скользить и не
падать. Заостренные шипы вваривают в подкову или ввинчивают, причем
последний способ считается лучшим, так как при наступлении летнего
времени зимние шипы можно снять и заменить летними. Зимние шипы
заостряют в виде клина: наружный шип заостряют вдоль, а внутренний—
поперек. При затуплении шипы, не снимая подковы, заостряют напильниками,
а при истирании заменяют другими.
Иногда вместо стальных шипов на подкову ставят резиновые подкладки и
крепят их к подкове винтами. Конструкция подковы в этом случае несколько
изменяется: концы подковы загибают вперед по направлению к переднему
шипу; между загнутыми концами в виде перемычки ставят одну длинную
резиновую подкладку и крепят ее двумя винтами к подкове; вторую
резиновую подкладку ставят на место переднего шипа и тоже крепят
винтами.
При таких подковах лошадь значительно меньше воспринимает жесткость
булыжной или асфальтированной дороги и идет смелее. Однако довольно
быстрый износ резиновых подкладок и затруднения, связанные с подысканием
резины подходящей толщины и ширины, ограничивают возможность их
применения.