Цементацией называется химико-термическая операция, заключающаяся в
науглероживании поверхностного слоя -стальной детали и последующих
закалке и отпуске.
Процесс цементации основан на том, что при температуре 900—950° углерод
проникает (диффундирует) внутрь поверхностного слоя и создает
«поверхностную корку с содержанием углерода в пределах 0,9—1,1%.
Назначение цементации — в получении деталей с твердым поверхностным
слоем и мягкой вязкой сердцевиной. Такие детали имеют лучшую
износоустойчивость вследствие высокой поверхностной твердости; мягкая
сердцевина придает им большую вязкость, что очень важно при работе с
ударными нагрузками.
Обычно цементации подвергают стали с содержанием не более 0,25%
углерода.
Цементирующими веществами служат твердые, жидкие и газообразные
карбюризаторы.
Цементация твердыми карбюризаторами — наиболее простой, способ. Для
применения газообразных и отчасти жидких карбюризаторов требуется
специальное оборудование.
Твердые карбюризаторы состоят из древесного угля, смешанного в той или
иной пропорции с усилителями: поташем, барием, содой или желтой кровяной
солью. Карбюризатор должен быть однороден по составу, хорошо перемешан и
достаточно измельчен; в нем не должно быть ненужных и вредных примесей.
Состав твердых карбюризаторов, применяемых для цементации, указан в
табл. 28.
Таблица 28 Состав твердых карбюризаторов для цементации
№
состава
Составная часть
Весовая
часть
1
80
20
2
1
Древесный
уголь
90
Поваренная соль,
сода или поташ
10
№
состава
Составная часть
Весовая
часть
3
Древесный
уголь
80
Углекислый барий
15
» кальций
4
» натрии
1
4
Древесный
уголь
78
Углекислый барий
14
» кальций
5
» натрий
1
Кремниевая кислота
2
5
Древесный
уголь
80
Углекислый барий
14
» кальций
4
Окись
кремния
2
Для получения необходимой глубины цементации,
примерно от 0,5 до 4 мм, требуется длительная (выдержка деталей в среде
карбюризатора (от 3 до 24 час.). Это вызывает усиленный рост зерен
металла и придает ему крупнозернистое строение. Для исправления
структуры металла прибегают к дополнительной термической обработке, в
результате которой сердцевина получается вязкой, а образующаяся
поверхностная корка — твердой.
Процесс цементации состоит в следующем. Берут ящик требуемых размеров с
плотно пригнанной крышкой. Ящик изготовляют из листовой стали со
стенками толщиной 5—б мм. На дно ящика насыпают и утрамбовывают слой
карбюризатора толщиной 30—40 мм. Для уменьшения усадки к карбюризатору
прибавляют молотый кокс до 10% от общего веса.
После утрамбовки карбюризатора в ящик закладывают детали на расстоянии
5—15 мм одна от другой и 15—25 мм от стенок ящика. Детали предварительно
очищают от окалины, грязи, жира и т. п. Промежутки между деталями и
стенками засыпают карбюризатором, который также утрамбовывают. Затем
ящик плотно закрывают крышкой, которую для большей герметичности
обмазывают огнеупорной глиной.
Ящик с деталями нагревают в горне или печи сначала до 700—800°, затем
быстро поднимают температуру до 900—950° и выдерживают при этой
температуре продолжительное время — от 3 до 24 час., в зависимости от
размеров деталей и требуемой глубины науглероженного слоя.
Продолжительность пребывания ящика с деталями в печи или горне должна
быть тем больше,
чем больше требуемая глубина цементации и чем
крупнее детали.
После выдержки в горне или в печи ящики выгружают для остывания- на
спокойном воздухе.
Для контроля за качеством и глубиной цементации в ящик закладывают
образец цементуемой детали, который проходит все виды обработки. По
окончании цементации образец ломают и по виду излома определяют качество
цементации. Более точным способом определения качества цементации
является проведение исследований под микроскопом.
Детали после цементации имеют крупнозернистое строение, что снижает их
прочность. С целью устранения этого недостатка цементуемые детали
подвергают:
1) закалке при температуре 850—920° (в зависимости от химического
состава стали) для получения мелкозернистой структуры сердцевины;
2) закалке при температуре 740—760° для получения высокой твердости
науглероженного слоя;
3) отпуску при температуре 150—200° для снятия закалочных напряжений и
получения устойчивой структуры.