ЭМАЛИРОВАНИЕ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА

  Главная       Учебники - Металлургия      Руководство золотых и серебряных дел мастера

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

ЭМАЛИРОВАНИЕ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА


С целью украшения золотые и серебряные изделия покрываются иногда с поверхности особенными стеклообразными массами, называемыми эмалями.
Эмали разделяются на прозрачные и непрозрачные, бесцветные и окрашенные в разные цвета. Бесцветные и прозрачные эмали приготовляются из кварца (или чистого белого песка), поташа (или соды) и сурика; иногда прибавляют еще мел и буру. Эти вещества должны быть измельчены и перемешаны; смесь их плавят в графитовом тигле.
Бесцветная эмаль служит основанием для приготовления окрашенных эмалей, для чего ее сплавляют с красящими веществами (большей частью с окисями металлов), например: для получения
________________________________________
* Для удаления частиц крокуса с поверхности иэделий при промывке протирают их мягкой щеточкой.
**Медные, латунные, никелевые и других металлов изделия полируются также порошками трепела и крокуса, но порошки берут грубее; или нолирование производят особыми мазями (имеются в продаже), которые составляются из трепела или крокуса и вазелина или свиного жира.
*** Патент № 29037.

зеленой бесцветную эмаль сплавляют с углекислой медью; для синей - с окисью кобальта; для красной - с золотым пурпуром или закисью меди; для желтой - с окисью сурьмы; для черной - с перекисью марганца или магнитной окисью железа.
Непрозрачные эмали составляются из тех же веществ с прибавлением окиси олова. Эмали приготовляются фабричным способом и имеются в продаже всевозможных сортов. При наложении эмали на золотые изделия надо иметь в виду следующее.
1) Если эмаль прозрачная и окрашенная, то цвет лигировки золота должен по возможности подходить к цвету эмали ( так, например, для красной эмали берут красное золото, для зеленой эмали- зеленое золото).
2) Высокопробное золото и серебро лучше принимает эмаль, чем низкопробное, поэтому золотые изделия, подлежащие эмалировке, часто делают из золота 72 пробы.
3) Если изделия должны иметь спайки, то последние делается всегда крепкими припоями, так как иначе изделие при прокаливании, которое необходимо для укрепления эмали, может распаяться.
4) Чтобы не сделать ошибки в тоне цвета эмали, полезно приготовить две пластинки, одну золотую и другую серебряную, выгравировать на них разные углубления, наполнить их эмалями разных цветов и пожечь пластинки для закрепления эмалей; имея такие пробные пластинки, мастер будет видеть, какого тона получается эмаль после пожигания при большей или меньшей толщины ее слоя.
Различают несколько способов наложения эмали, а именно.
1) На поверхности изделия выгравировывают или вышптамповывают углубления по известному рисунку и эти углубления заполняют потом эмалью.
2) Из тонкой витой проволоки выгибают колечки; эти колечки располагают на поверхности изделия по известному рисунку и припаивают к последней; каждое колечко образует собой как бы ячейку и наполняется эмалью того или другого цвета. Этим способом часто эмалируются венцы к серебряным ризам и крышки портсигаров.
3) Эмаль накладывается на поверхность изделия рельефно-выпуклой.
4) Художественное эмалирование.

1. Наложение эмали на гравированную или штампованную поверхность

На поверхности предмета, подлежащего эмалированию, делают углубление по известному рисунку с помощью гравирования или штампования. Если необходимо наложить несколько эмалей разного цвета, то между углублениями оставляют узенькие перегородки из металла, чтобы разные эмали при дальнейшем нагревании не смеши- вались между собой. Дно углублений покрывают с помощью грабш- тихеля мелкими штрихами, чтобы сделать поверхность шероховатой, так как при этом эмаль лучше пристает к металлу и держится прочнее; кроме того, если углубления подготовляют для наложения прозрачной эмали, то штриховку делают особым образом, а именно: надавливая на грабштихель то с большей силой, то с меньшей, благодаря чему получают штрихи разной глубины, что придает прозрачной эмали очень красивый вид (или, как говорят, красивую "шатировку").
Непосредственно перед наложением эмали золотые и серебряные изделия прокаливаются и затем погружаются в слабую азотную кислоту, т. е. отбеливаются; отбеленные изделия хорошо прополаскивают в чистой воде, после чего на них наносят эмаль.
Эмаль также подготовляется особым образом, а именно: сначала эмаль толкут в стальной ступке, а затем истирают в тонкий порошок в агатовой ступке (при перетирании прибавляют немного воды). Чем трудноплавче эмаль, тем лучше она должна быть перетерта. Полученный тонкий порошок эмали промываки несколько раз в чистой воде.
Очищенный порошок эмали кладут в фарфоровую чашку и обливают небольшим количеством воды, чтобы получилась кашица- паста; затем берут ее отсюда шпателем или проволокой, конец которой расплющен, и наносят на предмет равномерным слоем. Если эмаль прозрачная, то слой ее должен быть такой толщины, чтобы получить желаемый тон, чем толще слой эмали, тем тон ее получается гуще. В некоторых случаях (если изделие состоит из тонкой бляшки) накладывают эмаль и с обратной стороны (" контр-эмаль"), чтобы вещь не покоробилась при накаливании*.
Когда эмаль нанесена на предмет, ее хорошо высушивают и приступают к пожиганию изделия, что делается таким образом. Изделия вставляют в муфельную печь и кладут их не прямо на под муфеля, а на особую подставку: если вещь плоская и только с одной стороны эмалирована, то для подкладки употребляют глиняную плитку или из кирпичей; если предмет и с обратной стороны эмалирован, то его кладут на железный лист с загнутыми вверх краями* *. Жар в муфельной печи должен быть не очень высок, а только достаточный для расплавления эмали, потому что при сильном жаре эмаль быстро расплавится и может разлиться по поверхности изделия или смешаться, если на изделии несколько эмалей разных цветов; при необходи-
__________________________________________________
*Высушивание эмали производят осторожно, слабо нагревая изделие над жаровней или у устья муфеля.
** Предмет располагают так, чтобы он держался только на загнутых краях железного листа.

мом же жаре эмаль постепенно размягчается, и как только расплавится, что узнается по блестящему виду ее поверхности, изделие вынимается из печи сначала к устью, а потом совершенно; последняя предосторожность необходима, чтобы не охладить эмаль быстро*.
Не всегда удается эмалировка с одного пожигания: часто случается, что эмаль в некоторых местах вышла неровною, не вполне заполнила назначенные для нее углубления; в таких случаях на эти места шпателем или проволокой наносят новое количество эмали и изделие снова вставляют в муфельную печь.
При эмалироэании маленьких изделий, например колец, можно обойтись без муфельной печи; при этом пользуются паяльной трубкой и пламенем лампы. Изделие укрепляется железной проволокой на древесном угле; сначала направляют пламя на места вокруг эмали, при этом она постепенно нагревается, а затем пламя переносят на саму эмаль; когда эмаль расплавится, дутье прекращают, уголь накрывают другим раскаленным углем, чтобы предохранить эмаль от быстрого охлаждения. После охлаждения осматривают эмаль, и если заметят недостатки, то исправляют их наложением новой эмали и вторичной плавкой. При работе паяльной трубкой надо заботится, чтобы не закоптить изделие, так как копоть испортит цвет эмали (за исключением лишь того случая, когда накладывается черная эмаль). Дутье паяльной трубкой надо производить осторожно, чтобы эмаль постепенно расплавилась. Вообще, чрезмерно сильного жара для расплавления эмали надо избегать не только потому, что эмаль может сделаться слишком жидкой и залить изделие, но и потому, что некоторые эмали не выносят сильного жара и разлагаются, при этом совершенно меняют свой цвет.
Когда эмаль укреплена на изделии, ее смачивают водой и осторожно опиливают, потом шлифуют. После этого остается придать эмали глянец, для чего изделие снова помещают в муфельную печь и держат там столько, чтобы эмаль размягчилась (но не вполне расплавилась); если же пользуются паяльной трубкой и лампой, то пламя направляют вокруг эмали и продолжают нагревание, пока эмаль размягчится, при этом матовый ее вид переменится в глянцевый.
Чтобы придать эмали высокий глянец, поступают иначе, а именно: после опиливания и шлифования ее полируют отмученным трепелом с водой (или сухим); при этом также полируют и те части изделия, которые не покрыты эмалью.
Если эмаль вышла настолько плохо, что исправить ее нельзя (например, закоптилась или переменила цвет вследствие сильного жара), то ее вовсе удаляли, что делают таким образом: покрывают эмаль порошком, состоящим из смеси поваренной соли, квасцов и
___________________________________________
*При скором охлаждении эмаль сильно сжимается и легко может дать трещины

селитры, и накаливают в муфеле или на пламени лампы (паяльной трубкой), после чего быстро погружают в холодную воду, эмаль при этом отскакивает.
Иногда на поверхности эмали делаются какие-нибудь украшения из золотых или серебряных гравированных листиков и полосок; для этого эмаль нагревают до размягчения и затем цангами накладывают на нее такие листики или полоски.

2. Наложение эмали по способу ячеек

В этом случае не гравируют и не штампуют на поверхности изделия углублений для нанесения эмали, а вместо того покрывают поверхность маленькими колечками, сделанными из кордированной и витой проволоки, и припаивают их к изделию так, чтобы каждое колечко касалось соседних; таким образом поверхность изделия получается как бы покрытой сеткой из проволоки. Каждое колечко представляет собой гнездо (или ячейку). После напайки проволоки изделие подвергается отбеливанию, вслед за чем ячейки заполняются эмалями и производится пожигание.
Обыкновенно применяют сразу несколько эмалей разных цветов, причем одни ячейки заполняются одной эмалью, соседние же другими эмалями; соблюдая известный порядок в заполнении ячеек эмалями того или другого цвета, можно получить очень красивый узор на поверхности изделия.
Работа будет изящнее, если ячейки вырезаны в самом металле; в этом случае эмалью заполняются ячейки заподлицо с поверхностью изделия и после шлифования и полирования последняя представляется покрытой как бы мозаикой.

3. Наложение рельефной эмали

По этому способу эмаль накладывается выпуклым слоем, причем на поверхности изделия не требуется делать ни углублений, ни ячеек из проволоки. Поступают таким образом. Сначала из тонкой золотой бляшки штампуют ту форму украшения, которую желали бы сделать из эмали; все углубления в полученной форме заполняют эмалью одного или разного цветов, смотря по тому, какое желают получить украшение; после этого форму заполняют доверху слоями той эмали, которая должна служить фоном*. Сделав это, накладывают форму на предмет, подлежащий эмалированию (предварительно отбеленный), таким образом, чтобы эмаль легла на его поверхность**; затем
_____________________________________________________
*Если украшение должно состоять из полняют всю форму доверху.
**При этом форму переворачивают.

прикрепляют форму к предмету железной проволокой и подвергают ero пожиганию.
Пожигание ведут крайне осторожно, чтобы эмаль только сплавилась, но не перешла в жидкую массу; после этого предмет подвигают к устью муфельной печи, а потом и совершенно вынимают. При пожигании основная эмаль (фон) пристанет к поверхности предмета и, кроме того, соединится с цветными (окрашенными) эмалями, которые находятся над нею.
Если жар в муфельной печи сильный и изделие будет передержано, то эмали быстро расплавятся и смешаются между собою, а следовательно, работа будет испорчена. Так как эмали закрыты сверху формой (золотой бляшкой), то непосредственно наблюдать за плавкой эмали невозможно; поэтому следует произвести наперед пробное эмалирование, чтобы определить, сколько времени надо держать изделие в муфеле до начала сплавления эмали.
Когда эмаль сплавлена и изделие охладилось, нужно удалить с поверхности эмали форму, покрывающую ее; для этого погружают изделие в слабый раствор царской водки, а чтобы предохранить само изделие от действия кислоты, оно должно быть предварительно покрыто копаловым лаком. Как только царская водка растворит форму (накладочку), изделие немедленно вынимают из кислоты* и хорошо промывают в чистой воде; копаловый лак смывают терпентинным маслом (скипидаром). Таким образом на поверхности изделия закреплена рельефная эмаль.
Если бы пожелали на фоне эмали иметь украшение из золота, то следовало бы до погружения изделия в царскую водку на форме (т. е. накладочке, покрывающей эмаль) назначить штихелем требуемое украшение и покрыть те места копаловым лаком; тогда царская водка на эти места не окажет действия и, следовательно, на фоне эмали получатся требуемые украшения из золотых листиков.
Когда изделие вынуто из царской водки, эмаль, если нужно, гравируется с помощью агата, имеющего форму грабштихеля.
Подобным же способом получаются медальоны, состоящие исключительно из эмали: приготовляют из тонкой золотой бляшки две формы, соответствующие обеим половинкам медальона; наполняют их, как выше описано, эмалью; складывают потом вместе и нагревают в муфельной печи до сплавления эмали.

Художественное змалирование

С помощью эмали на золотые и серебряные изделия наносятся не только узоры или те или другие мелкие украшения, но и сложные

__________________
*Если изделие будет передержано в царской водке, то последняя частью разъест и эмаль

картины, подобные тем, какие пишутся на полотне. Сначала на изделие наносится так называемый грунт (белая непрозрачная эмаль) и закрепляется как обыкновенная эмаль, т. е. прокаливанием изделия в муфеле; затем на грунт накладывается тонкий слой декмассы, которая представляет собой легкоплавкое стекло (составляется сплавлением: кварцевой муки 3 ч., отмученного мела 1 ч. и прокаленной буры 3 ч.); декмасса закрепляется на грунте также нагреванием в муфельной печи. После этого художник наносит с помощью пинзеля на полученный фон краски (растертые с лавандовым маслом) в том порядке, какой требуется для составления картины.
Для закрепления красок изделие сначала нагревается в муфельной печи; жар должен быть слабый и в такои мере, чтобы только расплавилась декмасса; после этого изделие вынимают из муфеля. Без декмассы обойтись нельзя, так как некоторые краски не выносят жара, какой требуется для расплавления грунта, и меняют свой цвет; декмасса же сплавляется при слабом жаре и схватывает собой неизмененные краски.
Нанесение красок требует большого искусства от художника, который должен подобрать все требуемые, тона красок; для облегчения работы художник должен иметь под рукой особую пробную золотую или серебряную пластинку, покрытую грунтом, на котором уже закреплены приготовленные им краски всех тонов.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..