МЕДИЦИНА АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ В ЭПОХУ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ

  Главная     Медицина     История медицины. Избранные лекции. Бородулин Ф.Р.

 поиск по сайту     

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 


 

МЕДИЦИНА АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ В ЭПОХУ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ

1. Первые лечебницы и первые медицинские школы античной Греции


Следующим этапом в истории развития человеческого общества в Греции, было установление рабовладельческого строя. Древняя Греция состояла из ряда рабовладельческих государств. Наиболее развитым в экономическом, политическом и культурном отношении было Афинское государство. Говоря в дальнейшем об истории медицины, мы будем иметь в виду историю древнего Афинского государства.
Что представляла собой медицина в рабовладельческой Греции? Как и в странах древнего Востока, она была, с одной стороны, храмовой медициной, с другой — профессиональной медициной. О храмовой медицине нет необходимости распространяться: она в основном такова, какова и храмовая медицина стран Востока.
Профессиональная же медицина характеризуется прежде всего появлением первых в истории медицины лечебниц, первых при них медицинских школ (больничные медицинские школы) и зачатками организации здравоохранения в городах.
С появлении лечебниц и медицинских школ при них имеются следующие сведения. Разбогатевшие врачи-профессионалы открывают лечебницы (больницы). Лечебница на дому называлась «ятрейя», в специально оборудованном помещении — «нозокомэйон». При некоторых лечебницах открываются настоящие медицинские школы, появляется новое звание «ятролипт», что значит «преподаватель медицины». В школу принимаются все грамотные (за плату). По окончании школы врач перед городской общиной приносит присягу, или клятву, в честном служении обществу; текст этой клятвы сохранился до нашего времени.
Наряду с больничными школами продолжают действовать «семейные» врачебные школы.
Что касается здравоохранения в Древней Греции, то имеются сведения, что отдельные города учреждали у себя за свой счет должность городского врача. Это свидетельствует о том, как растет значение профессиональной медицины для общества, и о том, что на медицину начинают смотреть не только как на средство удовлетворения индивидуальной потребности людей, но и как на силу, способную обеспечить охрану здоровья населения всего города.
 

 

2. Философская и естественнонаучная основа древнегреческой медицины
Философской и естественнонаучной основой медицины античной Греции явилась натурфилософия так называемых ионийских философов-материалистов. Натурфилософия ионийцев сыграла исключительно важную роль в развитии современной ей греческой медицины. Такую же роль сыграла она и в истории философской мысли. Очень высоко оценивают ее классики марксизма-ленинизма. На ней следует остановиться более подробно, чем это обычно делается в учебниках по истории медицины.
В рабовладельческой Греции еще с VII века до н. э. завязалась острая классовая борьба. Главными участниками борьбы были, с одной стороны, демос, состоявший из низших слоев населения и возглавлявшийся купцами и богатыми ремесленниками, с другой стороны, — старая родовая аристократия, так называемые эвпатриды («благородные»), стоявшие у власти. Эвпатриды владели огромными земельными площадями, основной массой рабочей силы (рабы) и тягловой силы, опутали долгами и закабалили значительную часть свободного населения страны, мешали развитию производительных сил страны
и прежде всего развитию товарного производства, в котором кровно были заинтересованы купцы и ремесленники.
В 509 г. до н. э. в Афинах борьба завершилась тем, что власть эвпатридов была уничтожена, значительная часть их богатств экспроприирована и установлена новая форма государственного правления — демократическая республика (реформы Клисфена) — своеобразная демократия рабовладельческого общества. В борьбе против старой родовой аристократии выступают ионийские натурфилософы-демократы. У
Ионией греки называли свои колонии на Малоазиатском побережье Эгейского моря (Милет, Эфес, Кос, Книдос и др.). Эти колонии были основаны людьми, бежавшими по разным причинам (политическим, долговым и пр.) из Афин во времена безраздельного господства там эвпатридов. Переселенцы установили на новых местах свои порядки. Их города скоро стали торговыми и промышленными центрами и вместе с тем центрами идеологической борьбы демократов против эвпатридов.
Идеологами демократии выступили натурфилософы из Милета: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Расцвет их деятельности почти целиком относится к VI веку до н. э. В V веке до н. э. их линию продолжал Левкипп. Своим учением милетские философы подрывали в массах веру в богов, в первую очередь подрывали веру в то, что мир сотворен богами и богами же установлены все порядки в нем. Но недостаточно было отстранить богов от создания мира, надо было объяснить, как произошел мир со всеми его порядками без помощи богов. И милетские философы дали такое объяснение. Их учение о мироздании (космогония) состоит вкратце из следующих положений.
П е р в о_е. В основе всех вещей в природе должна лежать некая «первоматерия»; она никем не создана и существует извечно. По вопросу о том, что конкретно представляет собой эта первоматерия, мнения милетских мудрецов расходились: Фалес считал первоматерией воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — некую «неопределенную материю» («апейрон»); Левкипп (500—440 гг. до н. э.) впервые сказал, что первоматерией являются атомы.
Второе. Главным свойством этой извечно существующей материи является движение (Левкипп говорил: «Атомы „трясутся во всех направлениях»). Движение также никем не привнесено в материю: оно— свойство
Материи и поэтому так же извечно, как извечна сама Материя; оно не может существовать без материи, равно как и материя существует только в движении.
Т р е т ь е. В силу движения, извечно присущего материи, частицы ее соединяются в более крупные тела и, таким образом, без всякой помощи богов произошел мир и все, что существует в мире.
Четвертое. Так как материя существует только в движении, то все, что существует в мире, не есть нечто застывшее и неизменное, но напротив: в мире все движется, все течет и изменяется. Это положение принадлежит Гераклиту из Эфеса (около 530—470 гг. до н. э.).
О Гераклите известно, что он происходил из аристократического рода и был врагом демократии, но, видя кругом гибель аристократического строя и сам пострадав при этом, потерял веру в богов и в вопросах натурфилософии стал на ту же позицию, что и милетские философы-атеисты. Самое яркое в его философии — учение о непрерывном движении, к которому он пришел, исходя из того, что материя существует только в движении. Так как материя существует только в движении, рассудил он, то каждая отдельная вещь не пребывает в покое, как нам кажется, а непрерывно изменяется, переходя, хотя и незаметно для нас, из одного состояния в другое. Так как вещи непрерывно становятся «другими», то они и пребывают лишь в этом непрерывном движении. Не застывшее, неподвижное существование («бытие», а непрерывное движение является истинной формой существования вещей. Одним из примеров, которыми Гераклит пояснял это свое учение, был следующий: «Солнце, — говорил он, — не только
каждый день новое, но непрерывно новое».
 П я т о е. Поскольку все в мире есть только переход из данного состояния в другое — противоположное, то всякая вещь, хотя она и предстает перед нами как нечто целое, «единое», по сути дела оказывается совсем но такой уж «единой», а содержащей в себе и свою «противоположность». Всякая вещь поэтому рассматривается ионийскими философами как «единство противоположностей». Тому же Гераклиту приписывается следующее положение: «...единое есть то, что состоит из двух противоположностей, так что при разрезании пополам эти противоположности обнаруживаются» К
Возникновение нового из существующего путем перехода этого существующего в его противоположность ионийские философы провозгласили «основным законом мира».
Таково было мировоззрение ионийских философов, противопоставленное ими мировоззрению эвпатридов, а вернее сказать, — мировоззрению жрецов, которые были идеологами класса эвпатридов.
Ф. Энгельс определил наивно-материалистическое мировоззрение ионийских философов как «первоначальный стихийный материализм» . Вместе с тем Энгельс отметил, что мышление философов античной Греции было диалектическим мышлением, хотя: «Здесь диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте...» , — писал он, характеризуя греческую философию.
Материалистическая натурфилософия ионийцев не была единственным философским учением в античной Греции. Ей противостояла идеалистическая философия, отражавшая идеологию аристократии. Завязалась борьба между сторонниками материалистического и идеалистического направлений в философии Древней Греции. И если выше было сказано, что натурфилософия ионийцев явилась философской и естественнонаучной основой медицины античной Греции, го это положение нужно распространять лишь на передовые медицинские школы античной Греции, на те школы, которые примыкали к лагерю демократии и материализма.
В Древней Греции существовали следующие медицинские школы: в Киринаике (Северная Африка), родосская (остров Родос), кротонская, книдская, косская, пифагорейская, сицилийская и, наконец, школа Платона. Первые две школы не оставили следов своей деятельности. О деятельности большинства остальных школ сохранились материалы в так называемом «Гиппократовом сборнике». Этот сборник содержит 72 сочинения. Историками медицины установлено, что подлинных сочинений Гиппократа в этом сборнике не более шести, все остальное в нем написано другими врачами того времени. По этим материалам мы и знакомимся с остальными медицинскими школами античной Греции.