5. Традиционные меры по улучшению работы публичных библиотек

Главная     Учебники - Маркетинг     Концепция маркетинга для публичных библиотек в Германии

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

5. Традиционные меры по улучшению работы публичных библиотек


Если проследить публикации в профессиональной печати, начиная с 60-х годов (журнал «Bucherei und Bildung», позднее переименованный в «Buch und Bibliothek»), можно заметить такую тенденцию. Дискуссии о целях и задачах публичных библиотек возникают, как правило, тогда, когда библиотеки переживают финансовый кризис. В экономически благополучные времена такие обсуждения сведены к минимуму. То же наблюдается и за рубежом: «Самые необычные и притягательные проекты в библиотеках выпадают на периоды финансовых кризисов. Решение проблем происходит быстрее, когда идут структурные и персональные сокращения» ((D.E. Weingand. The Role of Marketing in the Future of Rural Public Libraries. In: Illinois Libraries 66 (1986), S. 492)).
Так, в 1975 году (во времена нефтяного кризиса) писатели, политики, библиотекари стали размышлять о том, как должна выглядеть библиотека будущего в «человеческом обществе». Мнения были разные, но вселяли надежду. Основательному пересмотру подверглась сама идея библиотеки. Библиотекарю вменялась роль эксперта по досугу, массовика-затейника, предлагались варианты объединения библиотеки с кафе, дискотекой. Библиотеке предстояло принять на себя роль культурного центра. За этим угадывалась мысль о том, что библиотека должна предлагать «культуру для всех», стать важнейшим очагом культуры города. Что из этого получилось? Мы не станем здесь подробно рассуждать о том, почему задуманное не состоялось, отметим лишь, что с окончанием кризиса дискуссия оборвалась.
Были ли сделаны другие попытки улучшить образ публичной библиотеки в глазах населения, помимо перехода к открытому доступу в 50-60-х годах?
Две из них особенно заметны: «трехчастная библиотека» 70-х годов и дифференциация методов массовой работы, начатая в конце 70-х годов.
Идея и мораль «трехчастной библиотеки» Х. Эмундса вызвали большой интерес библиотекарей и столь же значительную полемику. Эта модель, применяемая более чем в 300 библиотеках, основана на убеждении, что, предлагая литературу, библиотека не всегда учитывает интересы пользователей. Благодаря новому принципу размещения фонда, разделению библиотеки на три части (ближняя, средняя и дальняя), подчинению всей ее структуры реальным потребностям и запросам пользователей создается библиотека, «ориентированная на пользователя». Потенциальные запросы пользователей, однако, выпадают из поля зрения, учитываются только потребности тех, кто читает в библиотеке. Фактически происходит формальная перестановка фонда. По сути, эта концепция отражала не потребности читателя, а скорее – то, как библиотекарь представляет себе запросы и интересы своего пользователя.
Однако библиотека, действительно желающая удовлетворять потребности населения, не может остановиться на определении частоты выдачи литературы и действовать, полагаясь в основном на интуицию библиотекаря. К тому же, знание только того, что ожидает от библиотеки пользователь, недостаточно: оно ничего не говорит о запросах всего населения. Читатели, знакомясь с предложениями библиотеки, мыслят несколько традиционно, оперируют лишь ее категориями. Городская публичная библиотека в Гютерсло, эталон «трехчастной библиотеки», для привлечения новых пользователей выбирает тем не менее иные пути.
С конца 70-х годов растет интерес к вопросам массовой работы и рекламной деятельности библиотек. Свидетельство тому – осуществленный под руководством Немецкого библиотечного института проект «Массовая работа и реклама в публичных библиотеках» (M. Hohl (Hrsg.). Offentlichkeitsarbeit und Werbung Offent1icher Bibliotheken. Berlin, 1982 (dbi-materialian 14)), а также многочисленные публикации в профессиональной печати. Библиотекари видят в массовой работе не только возможность привлечения внимания к библиотеке, формирования у читателей доверия и оказания ей поддержки, но воспринимают ее как средство стимулирования обращения населения к библиотечным услугам. До сих пор распространено мнение: хорошая массовая работа даст библиотеке новых пользователей, повысит книговыдачу.
Это ожидание, однако, не оправдано, так как массовая работа в прежнем ее виде не может дать такого результата. Статистика подтверждает, что библиотеки с плохо поставленной массовой работой имеют такую же книговыдачу, что и те, где она ведется первоклассно. И массовая работа, и реклама не принесут успеха, если не станут составной частью концепции деятельности библиотеки.
Между тем, массовая работа и рекламная деятельность библиотек, как это понимается и реализуется сегодня в ФРГ, ориентированы на продукт, а не на рынок. Предпринимается попытка «продать» предложения библиотеки (стихийно сформированные) недифференцированным и размытым целевым группам, всему населению. Хотя надо признать, что ориентированная на задачи просвещения публичная библиотека, удваивая и утраивая свои усилия по проведению массовой работы, все-таки будет доходить до людей, которые уже научились работать с печатным материалом.
Итак, массовая работа и реклама должны вестись целенаправленно и быть включены в общую концепцию. Предложения, которые будут рекламироваться, надо основывать на потребностях населения или определенных групп населения (целевые группы). Только рыночно ориентированные, они будут иметь смысл и успех.