5.
Традиционные меры по улучшению работы публичных библиотек
Если проследить публикации в профессиональной печати, начиная с 60-х
годов (журнал «Bucherei und Bildung», позднее переименованный в «Buch
und Bibliothek»), можно заметить такую тенденцию. Дискуссии о целях и
задачах публичных библиотек возникают, как правило, тогда, когда
библиотеки переживают финансовый кризис. В экономически благополучные
времена такие обсуждения сведены к минимуму. То же наблюдается и за
рубежом: «Самые необычные и притягательные проекты в библиотеках
выпадают на периоды финансовых кризисов. Решение проблем происходит
быстрее, когда идут структурные и персональные сокращения» ((D.E.
Weingand. The Role of Marketing in the Future of Rural Public Libraries.
In: Illinois Libraries 66 (1986), S. 492)).
Так, в 1975 году (во времена нефтяного кризиса) писатели, политики,
библиотекари стали размышлять о том, как должна выглядеть библиотека
будущего в «человеческом обществе». Мнения были разные, но вселяли
надежду. Основательному пересмотру подверглась сама идея библиотеки.
Библиотекарю вменялась роль эксперта по досугу, массовика-затейника,
предлагались варианты объединения библиотеки с кафе, дискотекой.
Библиотеке предстояло принять на себя роль культурного центра. За этим
угадывалась мысль о том, что библиотека должна предлагать «культуру для
всех», стать важнейшим очагом культуры города. Что из этого получилось?
Мы не станем здесь подробно рассуждать о том, почему задуманное не
состоялось, отметим лишь, что с окончанием кризиса дискуссия оборвалась.
Были ли сделаны другие попытки улучшить образ публичной библиотеки в
глазах населения, помимо перехода к открытому доступу в 50-60-х годах?
Две из них особенно заметны: «трехчастная библиотека» 70-х годов и
дифференциация методов массовой работы, начатая в конце 70-х годов.
Идея и мораль «трехчастной библиотеки» Х. Эмундса вызвали большой
интерес библиотекарей и столь же значительную полемику. Эта модель,
применяемая более чем в 300 библиотеках, основана на убеждении, что,
предлагая литературу, библиотека не всегда учитывает интересы
пользователей. Благодаря новому принципу размещения фонда, разделению
библиотеки на три части (ближняя, средняя и дальняя), подчинению всей ее
структуры реальным потребностям и запросам пользователей создается
библиотека, «ориентированная на пользователя». Потенциальные запросы
пользователей, однако, выпадают из поля зрения, учитываются только
потребности тех, кто читает в библиотеке. Фактически происходит
формальная перестановка фонда. По сути, эта концепция отражала не
потребности читателя, а скорее – то, как библиотекарь представляет себе
запросы и интересы своего пользователя.
Однако библиотека, действительно желающая удовлетворять потребности
населения, не может остановиться на определении частоты выдачи
литературы и действовать, полагаясь в основном на интуицию библиотекаря.
К тому же, знание только того, что ожидает от библиотеки пользователь,
недостаточно: оно ничего не говорит о запросах всего населения.
Читатели, знакомясь с предложениями библиотеки, мыслят несколько
традиционно, оперируют лишь ее категориями. Городская публичная
библиотека в Гютерсло, эталон «трехчастной библиотеки», для привлечения
новых пользователей выбирает тем не менее иные пути.
С конца 70-х годов растет интерес к вопросам массовой работы и рекламной
деятельности библиотек. Свидетельство тому – осуществленный под
руководством Немецкого библиотечного института проект «Массовая работа и
реклама в публичных библиотеках» (M. Hohl (Hrsg.). Offentlichkeitsarbeit
und Werbung Offent1icher Bibliotheken. Berlin, 1982 (dbi-materialian
14)), а также многочисленные публикации в профессиональной печати.
Библиотекари видят в массовой работе не только возможность привлечения
внимания к библиотеке, формирования у читателей доверия и оказания ей
поддержки, но воспринимают ее как средство стимулирования обращения
населения к библиотечным услугам. До сих пор распространено мнение:
хорошая массовая работа даст библиотеке новых пользователей, повысит
книговыдачу.
Это ожидание, однако, не оправдано, так как массовая работа в прежнем ее
виде не может дать такого результата. Статистика подтверждает, что
библиотеки с плохо поставленной массовой работой имеют такую же
книговыдачу, что и те, где она ведется первоклассно. И массовая работа,
и реклама не принесут успеха, если не станут составной частью концепции
деятельности библиотеки.
Между тем, массовая работа и рекламная деятельность библиотек, как это
понимается и реализуется сегодня в ФРГ, ориентированы на продукт, а не
на рынок. Предпринимается попытка «продать» предложения библиотеки
(стихийно сформированные) недифференцированным и размытым целевым
группам, всему населению. Хотя надо признать, что ориентированная на
задачи просвещения публичная библиотека, удваивая и утраивая свои усилия
по проведению массовой работы, все-таки будет доходить до людей, которые
уже научились работать с печатным материалом.
Итак, массовая работа и реклама должны вестись целенаправленно и быть
включены в общую концепцию. Предложения, которые будут рекламироваться,
надо основывать на потребностях населения или определенных групп
населения (целевые группы). Только рыночно ориентированные, они будут
иметь смысл и успех.