Какими размерами написаны эти сонеты?

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОЕ

 

Какими размерами написаны эти сонеты? Есть ли в них еще какие-либо отступления от канона?

 

 

 

Помимо смены размеров, можно попробовать поэкспериментировать собственно со способами рифмовки. Для не очень искусных стихотворцев, конечно, наиболее подкупающим был отказ от сложной системы рифмовки. Но и более искусные авторы вносили свои изменения. Освящен традицией был так называемый «сонет с КОДОЙ» (буквально «кода» значит «хвост»), то есть с добавлением одной или нескольких строк в конец стихотворения, рифмующихся со строками терцетов. Однострочная кода — в сонете Георгия Иванова «Уличный подросток»:

 

 


Ломающийся голос. Синева

У глаз, и над губою рыжеватый

Пушок. Вот — он, обычный завсегдатай

Всех закоулков. Пыльная ль трава

Столичные бульвары украшает,
Иль мутным льдом затянута Нева —
Все в той же куртке он, и голова

В знакомой шляпе. Холод не смущает

И вялая жара не истомит

Его. Под воротами постоит,
Поклянчит милостыню. И с цветами
Пристанет дерзко к проходящей даме,
То наглый, то трусливый примет вид,
Но финский нож за голенищем скрыт
 

И с каждым годом темный взор упрямей.

 

 

 

Сонет этот написан очень еще молодым поэтом. В чем он не совладал с формой ?

А вот сонет Вячеслава Иванова с шестистишной кодой

— технически безупречен, если помнить, что укороченные строки в коде были также освящены обычаем:

 

 

 

Осенены сторожевою Башней,
Свой хоровод окружный водят Оры:

Вотще ль твой друг до пламенной Авроры Беседует с Наперсницей всегдашней?

Все радостней, Верховский, все бесстрашней

Меня творят звучащих спутниц хоры.
Их строй заклял Гекаты бледной своры.
Мой вождь-Эрот не помнит шалых шашней.
 

Купается в струящихся напевах
Мой юный дух, преодолевший мрачность.
Пусть этот век не слышит иноверца;

Пусть гимн любви потонет в буйных гневах:

Улыбкою обетною Прозрачность

Ответствует обетам детским сердца.

 

 

 

CODA

Бетховенского скерца

Сейчас Кузмин уронит ливень вешний...
А за окном уж ночи все кромешней.
 

Будь осени поспешней!
Не заперта на Башне дружбы дверца,
Живой Сонет, а с нами — Rima Terza!

 

 

 

Можно было, наоборот, попробовать несколько урезать сонет. Отсюда появилась особая форма, называемая просто «Тринадцать строчек» (такие стихотворения есть у Анненского и Ахматовой). В изобретательных «Сонетах на рубашках» Г.Сапгира есть «Неоконченный сонет» (обрывающийся после первого слова двенадцатой строки), есть сонет «Миледи», где отсутствует первый (или второй?) катрен. Там же находим и перевернутый сонет, где терцеты и катрены меняются местами (и с добавочными отступлениями от строгих правил — в чем они?):

 

 

 

 

Вся в воздухе стеклянная поляна

Лишь тикающий шорох из тумана —
С деревьев тающий и падающий снег
Там — замирающие наши разговоры

И оплывающие кельнские соборы

И осыпающийся псевдочеловек

 

 

И если слушать в молоке в лесу ли

И снега шлеп и проблеск как бы хруст

То различишь дыхание косули

И глаз ее армянский полный чувств
 

А если выше выше — всей поляной —
Всем слухом подниматься в тишину

То станешь белой бабочкой стеклянной

Иль просто каплей слышащей весну

 

 

 

Можно было пробовать дактилические рифмы (как в приведенном сонете Н.Матвеевой), очень смело вводить рифмы неточные, которые прежде были решительно недопустимы83, вообще можно было сломать сонетную форму, оставив лишь количество строк и произвольную рифмовку, но назвав стихотворение, тем не менее, сонетом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..