|
|
содержание .. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ..
ПРОСТЫЕ СТРОФЫ
примеры, типа карамзииского «Покойся, милый прах,
до радостного утра» или брюсовского «О, закрой свои бледные ноги») еще
не образует строфы, да и вообще не очень понятно, достаточно ли его для
образования инерции стихотворной речи. Как правило, современные
стиховеды считают одностишие формой, находящейся на границе между прозой
и поэзией. Двустишие же — уже строфическая форма, которая обладает очень
большими возможностями соотнесения с рифмами, с ритмом и пр. Но есть две
традиционные формы двустишия, о которых мы уже говорили, но имеет смысл
упомянуть их и здесь, в разделе о строфике. Это, во-первых, ЭЛЕГИЧЕСКИЙ
ДИСТИХ, то есть двустишие, состоящее из строки гекзаметра и строки
пентаметра. Обратите внимание, что в элегическом дистихе нет рифмы, и
это первый из образцов нерифмованной строфы, которые нам еще будут
встречаться.
Однажды странствуя среди долины дикой, Незапно был объят я скорбию великой И тяжким бременем подавлен и согбен,
В настоящее время ни элегический дистих, ни
александрийский стих не существуют как реальные явления стиха. Первый
используется лишь для переложения античных текстов (или для пародий, как
мы видели в примере из Г.Сап-гира, приведенного в главе о логаэдах),
второй — для подражания поэзии далекого прошлого или также в переводах,
хотя его можно было встретить в начале века не только у Брюсова или
Вяч.Иванова, ориентированных на поэтику прошлого, но и у Ахматовой,
которая была уже далека от стилизационных задач.
Немного солнца и немного меда,
Наибольшее распространение в русской поэзии
получили четверостишия. Для определения их строфической формы придумали
даже специальные термины, которые на слуху у всех нас еще со школы:
перекрестная рифмовка (когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая
с четвертой)74, рифмовка парная (но, обратим внимание, заключенная в
рамки четверостишия), когда рифмуется первая строка со второй, а третья
— с четвертой, и кольцевая (или охватывающая), где первая строка
рифмуется с четвертой, а вторая с третьей. Обычно эти типы рифмованных
четверостиший не представляют никакой сложности при определении, и мы
можем спокойно миновать их.
Помню я тебя ребенком, —
В этой пародии, наряду с высмеиванием чисто
содержательных особенностей «русского Гейне», высмеивается и его
стиховой, строфический шаблон. Правда, необходимо отметить, что к
подлинному Гейне это имеет лишь косвенное отношение,— Прутков
пародировал не его, а домашние поделки различных «Гейне из Тамбова».
Отличные образцы строф такого рода находим в
известном стихотворении ДСамойлова «Сороковые», где в сочетании с
четверостишиями перекрестной рифмовки они уже одним своим появлением
создают впечатление какой-то пронзительной отчаянности, одинокости,
открытости всем ветрам времени (особенно это относится к завершению
второй из приводимых нами строф, где применена вдобавок редкая
ритмическая форма ямба с ударениями на втором и восьмом слогах):
Гудят накатанные рельсы. Кочуют с запада к востоку... В своей замурзанной ушанке,
Существуют и традиционные белые четверостишия,
примеры которых мы приводили там, где шла речь об имитациях испанского
народного стиха: четверостишия нерифмованного четырехстопного хорея, где
окончания могут чередоваться ХхХх (как у Катенина или в пушкинском «На
Испанию родную...») или же три женских окончания завершаются мужским:
ХХХх (как у Блока и имитирующей его Ахматовой).
А я уже стою на подступах к чему-то, И ветер в парусах — и страшная минута Прощания с моей родной страной.
Ты кинешь камешек, и вновь зыбь круговая гладь встревожит.
Однако пятистишия в русской поэзии нечасты, хотя, скажем, Фет пользовался ими довольно часто. Из пятистиший нестандартных стоит отметить опыты Г.Державина с применением холостых, нерифмующихся строк:
Ты и богов и царей,
Значительно более разработаны шестистишия. Чаше всего встречается форма ААЬССЬ, которая теснее прочих объединяет строфу воедино, не дает ей распадаться на отдельные части:
Также часты стихи, где четверостишие с перекрестной рифмой как бы замыкается двустишием, как в одной из лучших од Державина «Водопад» (вообще Державин отличается богатством строфических построений):
Он слышит: сокрушилась ель,
В матершинном субботнем загуле шалманчика Обезьянка спала на плече у шарманщика, Выражали почти человечью отчаянность, И Тамарка-буфетчица очень печалилась...
Ухо современного любителя и знатока поэзии после
двух первых срифмованных строк, да еще таких длинных (четырехстопный
анапест с дактилическими окончаниями) ожидает снова парной рифмы, но не
получает ее. Тогда он начинает ждать шестистишия с рифмовкой ААВСВС, но
получает опять какое-то неожиданное окончание, и только с трудом, после
некоторых раздумий вспоминает, с чем должна рифмоваться эта строка. Но
ведь перебирая строки, слушатель вспоминает и все их содержание, а стало
быть и вся строфа приобретает для него особое, более глубокое
наполнение.
Я помню ночь, как черную наяду, Взрывали мощно лопасти винта,
Мне думать, что они идут назад И не остались в бухте необманной, И Вечный Жид несчастней во сто крат.
Но проходили месяцы, обратно Я плыл и увозил клыки слонов, И то, что прежде было непонятно, — Презренье к миру и усталость снов. Нетленный пурпур королевских мантий, Я проиграл тебя, как Дамаянти Когда-то проиграл безумный Наль. Взлетели кости, звонкие, как сталь, Упали кости — и была печаль. Похожая на древнее Распятье.
А далее идет повторение тех же форм, только первая
строка всегда оканчивается мужской рифмой. Характер-, но, что в
первоначальном варианте такой строгости не было, и продолжалось
стихотворение строфами с первоначальным строфическим рисунком.
Здесь совершенно явственна связь с шестистишием ААЬССЬ, только вторая часть его расширена еще на один стих. А можно было придумать что-нибудь, чтобы создать строфу, напоминающую лермонтовскую, но в то же время и отличную от нее. Вот один такой образец, с лермонтовским же названием «Молитва»:
Пылай, свеча, и трепетные пальцы жемчужинами воска ороси. о дальней думают Руси. о русской речи, плавной, как по ниве движенье ветра... Воскреси!
содержание .. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ..
|
|
|