СТРОФИКА

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

 

СТРОФИКА

 


Строфика является разделом теории стиха, охватывающим далеко не все разнообразие стихотворных произведений. Как бывают стихи белые, написанные без рифмы, так же бывают стихи, не обладающие строфической организацией, астрофические.

Строфа — это определенное ритмико-синтаксическое единство, объединенное также интонационным строем и системой рифмовки (или правильным чередованием нериф-мующихся окончаний). Строфа может состоять из двух стихов — а может, как некоторые сложные строфические формы, охватывать очень значительные отрезки стихотворной речи.

Иногда она прочно связана с каким-нибудь стихотворным размером, иногда же такой связи не бывает, и поэт свободно пользуется тем или иным ритмическим построением. Такие случаи также подлежат учету, и когда они будут перед нами, мы неизменно станем отмечать их.

Строфика достойна пристального изучения, поскольку именно в ней нередко бывает сосредоточена весьма интересная информация, не передаваемая другими элементами стиха. Нередки случаи, когда, скажем, ритм поэтического произведения зауряден, все прочие его элементы также отодвинуты на задний план, а необычная строфика сразу поворачивает это произведение к нам какой-то своей новой стороной, заставляет внимательнее приглядеться к нему. Или же мы можем воспринимать строфику этого произведения в ряду какой-то поэтической традиции (например, если перед нами сонет) и тем самым вписывать его в длинный ряд сонетов, созданных мировой поэзией, сопоставляя новое для нас произведение с тем, что уже давно создано литературой, обнаруживая в интересующем нас стихотворении и черты сходства, и черты различия с его аналогами.

В то же самое время строфа дает поэту возможность

экспериментировать с различными интонационными новшествами, предоставляет ему значительную свободу. И остается только сожалеть о том, что в современной русской поэзии строфика разрабатывается слабо, поэты используют, как правило, самое примитивное строфическое построение, даже не пытаясь использовать нестандартные приемы. Можно предположить, что такое пренебрежительное отношение к строфике связано также с опытом Маяковского, который, насыщая свой стих принципиально новыми ритмическими, рифменными, интонационными, звуковыми, лексическими и грамматическими ходами, не давал ничего нового в строфике. Маяковский писал, как правило, стандартными четверостишиями, «кирпичиками», из которых строилось стихотворение. Для его поэтической системы это вовсе не было недостатком. Скорее даже наоборот: новаторство большинства элементов системы до некоторой степени уравновешивалось традиционностью строфики, а некоторые рифмы Маяковского вообще было бы трудно понять, если бы мы были вынуждены не ожидать их на заранее предвидимых местах, а ждать, когда же в строфе непривычного типа вдруг появится рифма, и тогда необычную, не похожую на традиционную рифму мы вполне бы могли пропустить, не оценить. В последующей же поэзии, на которую опыт Маяковского, как мы уже говорили, оказал громадное воздействие, его ритмического и рифмотворческого таланта уже не было, но и традиция внимательного отношения к строфике оказалась утраченной.

Описать все без исключения возможности строфического построения, естественно, невозможно. Поэтому мы остановимся лишь на некоторых, наиболее употребительных в поэзии формах, а также на стилистически и интонационно отмеченных строфах, которые несут уже в самом своем построении определенную традицию, заставляют нас соотносить лежащее перед нами стихотворение с целым литературным рядом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..