Для современного стиховедения характерно существование довольно
многочисленных теорий, объясняющих функционирование русского стиха как
системы и отдельных его элементов. Даже принципиальные положения нередко
вызывают серьезнейшие споры: существует ли стопа как реальность? что
такое верлибр? почему классические русские стихи называются
силлабо-тоникой? как различаются основные системы стиха?
Но самое существенное, что теории, кажущиеся наиболее рациональными и
обладающие разъяснительной силой, далеко не всегда просты в
употреблении. Объяснить начинающему читателю стихов, что такое сильное и
слабое место в стихе или разница между метром и ритмом, бывает почти
невозможно: нужна специальная сильная заинтересованность, чтобы понять
даже такие самые начальные для современной науки о стихе сведения. Тем
более это относится к понятиям более сложным.
Наша книга рассчитана на тех, кто, желая составить себе представление о
закономерностях существования русского стиха, все же далеко не всегда
готов проходить серьезную научную школу. Поэтому в ней есть два уровня
объяснений: первый основывается на многолетнем опыте преподавания
студентам-первокурсникам, обладающим, как правило, нулевыми знаниями о
природе стиха и не очень-то расположенными вникать в тонкости научного
знания. Для такого читателя бывает достаточно объяснения элементарных
понятий на практическом уровне. Поэтому в основание книги положена
система, дающая возможность определить основные стихотворные размеры и
затем посмотреть на их историческое существование и видоизменения. Этим
ограничивается наша задача-минимум: читатель, пройдя первый уровень,
оказывается в состоянии решать элементарные стиховедческие задачи,
возникающие перед ним в процессе чтения стиха: каким размером написано
это стихотворение? можно ли увидеть в его ритме что-нибудь
выделяющее из ряда или нет? связан ли каким-то
образом ритм со смыслом? как сказалось время на построении стихотворной
речи? какие знаки привязанности к традиции несет в себе стихотворение
своим построением? — и пр., и пр., и пр.
Но мы постараемся дать и другой уровень, более глубокий и
предназначенный для особо вдумчивого читателя, который попытается
осмотреться в мире стихотворения более внимательно и подробно, ответить
на вопросы, которые чаще всего даже не приходят в голову при самом
элементарном чтении. И время от времени этот уровень потребует от нас
внесения корректив в первоначальные представления, в ту теорию, которой
вполне хватает для практических решений. Они находятся в разделах,
специально обозначенных «Для пытливого читателя» и будут чаще всего
усложнять ту схему, которая лежит в основе главной части. УСЛОЖНЯТЬ, но
не ОПРОВЕРГАТЬ. Разные задачи стоят перед этими частями, поэтому и
разные теории в них будут действовать.