Соотношение теорий русского стиха

  Главная      Учебники - Литература     Стихотворная речь (Богомолов Н.А.) - 1995 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Соотношение теорий русского стиха



Для современного стиховедения характерно существование довольно многочисленных теорий, объясняющих функционирование русского стиха как системы и отдельных его элементов. Даже принципиальные положения нередко вызывают серьезнейшие споры: существует ли стопа как реальность? что такое верлибр? почему классические русские стихи называются силлабо-тоникой? как различаются основные системы стиха?

Но самое существенное, что теории, кажущиеся наиболее рациональными и обладающие разъяснительной силой, далеко не всегда просты в употреблении. Объяснить начинающему читателю стихов, что такое сильное и слабое место в стихе или разница между метром и ритмом, бывает почти невозможно: нужна специальная сильная заинтересованность, чтобы понять даже такие самые начальные для современной науки о стихе сведения. Тем более это относится к понятиям более сложным.

Наша книга рассчитана на тех, кто, желая составить себе представление о закономерностях существования русского стиха, все же далеко не всегда готов проходить серьезную научную школу. Поэтому в ней есть два уровня объяснений: первый основывается на многолетнем опыте преподавания студентам-первокурсникам, обладающим, как правило, нулевыми знаниями о природе стиха и не очень-то расположенными вникать в тонкости научного знания. Для такого читателя бывает достаточно объяснения элементарных понятий на практическом уровне. Поэтому в основание книги положена система, дающая возможность определить основные стихотворные размеры и затем посмотреть на их историческое существование и видоизменения. Этим ограничивается наша задача-минимум: читатель, пройдя первый уровень, оказывается в состоянии решать элементарные стиховедческие задачи, возникающие перед ним в процессе чтения стиха: каким размером написано это стихотворение? можно ли увидеть в его ритме что-нибудь

выделяющее из ряда или нет? связан ли каким-то образом ритм со смыслом? как сказалось время на построении стихотворной речи? какие знаки привязанности к традиции несет в себе стихотворение своим построением? — и пр., и пр., и пр.

Но мы постараемся дать и другой уровень, более глубокий и предназначенный для особо вдумчивого читателя, который попытается осмотреться в мире стихотворения более внимательно и подробно, ответить на вопросы, которые чаще всего даже не приходят в голову при самом элементарном чтении. И время от времени этот уровень потребует от нас внесения корректив в первоначальные представления, в ту теорию, которой вполне хватает для практических решений. Они находятся в разделах, специально обозначенных «Для пытливого читателя» и будут чаще всего усложнять ту схему, которая лежит в основе главной части. УСЛОЖНЯТЬ, но не ОПРОВЕРГАТЬ. Разные задачи стоят перед этими частями, поэтому и разные теории в них будут действовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..