Введение

  Главная       Учебники - Литература      Актуальные проблемы фразеологии

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6 

 

 

 Введение


Разработкой проблем фразеологии в русском языкознании занимались много и плодотворно. Усилия учёных были направлены на решение многих вопросов и прежде всего таких, как природа, сущность и специфика фразеологического значения, объект, границы фразеологии как научной дисциплины, этимологические проблемы фразеологии, структурные типы фразеологических единиц, функционально-стилевые характеристики фразеологических единиц, отношения фразеологизма и слова, членимость/нечленимость фразеологических единиц, особенности функционирования фразеологических единиц разных семантических и структурных разрядов, взаимодействия фразеологии с другими разделами языкознания, прежде всего с лексикологией и синтаксисом, сопоставительный анализ фразеологии русского и других языков. Появление большого количества фразеологических проблем привело российских учёных к резкому оживлению разработок в области фразеологии. В пятидесятые-шестидесятые годы в русском языкознании наблюдался настоящий бум в области фразеологии: появилось много теоретических разработок (см. работы В.В. Виноградова, Н.М. Шанского, В.Л. Архангельского, Л.И. Ройзензона, В.П. Жукова, А.М. Бабкина, А.И. Молоткова, В.Н. Телии, В.И. Зимина, И.И. Чернышевой, А.В. Кунина, М.И. Сидоренко, М.М. Копыленко и З.Д. Поповой и многих других), сделано много практических разработок для целей преподавания русской фразеологии в школе и вузе для русских и нерусских учащихся.
Мощным импульсом фразеологии было оживившееся в русском языкознании составление фразеологических словарей: толковых (А.И. Молотков), учебных (В.И. Зимин, Н.М. Шанский, Е.А. Быстрова, В.П. Жуков, Д.И. Розенталь, Н.Н. Кохтев и др.), тематических (Р.И. Яранцев), этимологических (Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов и другие).
Активное развитие современной фразеологии как особого раздела науки о языке привело к описанию фразеосемантических групп фразеологических единиц (эмоционально-психического, физического состояний, трудовой и интеллектуальной деятельности человека и т.п.) различных языков.
Как известно, фразеологические единицы (ФЕ) в подавляющем большинстве так или иначе связаны с человеком, с его деятельностью, состоянием, внешностью, с его характеристиками. Можно особо выделить довольно многочисленный массив ФЕ, характеризующих человека.
«Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненного приобретенного»1, и языковая характеризация человека фразеологическими единицами выстраивается в систему.
Целью магистерской работы является идеографическое описание ФЕ русского языка, характеризующих человека. В этой связи ставятся задачи:
1. Определить основы идеографического описания фразеологии.
2. Выявить ФЕ, составляющие микрогруппы тематических разрядов, семантических рядов, характеризующих человека по разным параметрам.
3. Определить структуру фразеосемантической группы (ФСГ) «Характеристика человека».
Материалом для анализа явились ФЕ современного русского языка, характеризующие человека. Под фразеологическими единицами понимаются «устойчивые в языке и воспроизводимые в речи составные языковые знаки, состоящие из двух или более слов, из которых хотя бы одно имеет фразеологически связанное значение» (Гвоздарев 1977, 18).
Анализируемые ФЕ отвечают на вопросы «Каков человек?», «Кто он?». Интегральным семантическим признаком этих единиц служит оценочно-характеризующий признак человека, поэтому в состав ФСГ «характеристика человека» вошли ФЕ всех типов, выделенных В.В. Виноградовым (Виноградов, 1986). Например, семя пядей во лбу, белая ворона, звезд с неба хватает, тише воды, ниже травы, себе на уме, гол как сокол и т.д.
Всего анализировалось около 600 ФЕ, характеризующих человека. Иллюстрированный материал составляет 1200 примеров, отобранных из произведений русских писателей. Иногда привлекались примеры из словарных статей для сравнения и разговорной речи.
Методами анализа послужили: описательный метод, компонентный анализ, базирующийся на анализе словарных дефиниций фразеологических единиц.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы в практике преподавания русского языка в школе, в составлении идеографических фразеологических словарей.
Апробацию работа получила при обсуждении на кафедре русского языка.
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..