Нарушение обычного порядка слов именуется инверсией. Следует различать
два случая инверсии:
1) Два смежных слова меняются местами. Например, определяемое ставится
впереди прилагательного – определения.*
___________________________________
* Что касается этого рода инверсии, то следует учитывать, что в
церковнославянском языке определение обычно следует за определяемым: «Самъ
же Iоаннъ имяше ризу свою оть власъ велблюджь и поясъ усмень о чреслƀхъ
своихь: снƀдь же его бƀ пружiе и медъ дивiй». Пользование этом инверсией
в «высоком стиле» поэзии отчасти объясняется архаической традицией и
должно быть отнесено к области синтаксического церковнославянизма.
Все думу тайную в душе моей питает:
Леса пустынные, где сумрак обитает,
И грот таинственный, откуда струйка вод
Меж камней падает, звенит и брызги бьет...
(Майков.)
Постановка родительного определительного перед определением:
Азартной ночи сыновья,
Кронштадтских дней наводчики
Держали поле по краям
И, штурма свежестью легки,
Их балагурили штыки.
(Н. Тихонов.)
Постановка прямого дополнения перед глаголом: «сад я разбил» и т.п.
конструкции.
В инверсированных конструкциях совершается перераспределение логического
ударения и интонационное обособление слов, вообще в произношении
примыкающих к главным словам синтаксической группы.
В сочетании «тайная дума» эпитет слабо обособлен от существительного, и
«дума» несет на себе логическое ударение. В сочетании «дума тайная»
логическое ударение передвигается на слово «тайная», и оба слова менее
тесно связаны. Таким образом, в инверсированных конструкциях слова
звучат более выразительно, более веско.
2) Слово переставляется так, что разбивает смежность согласованных между
собою слов, например:
Богини мира, вновь явились музы мне.
В свое погибельное счастье
Ты дерзкой веровал душой...
Я стихов вызваниваю сеть... и т.п.
Приложение «богини мира» отделено от слова «музы».
В этих конструкциях обособление слов еще сильнее. Кроме того, при таком
разделении получается неожиданное сближение слов, дающее новые связи
значений: «ты дерзкой веровал душой». Столкновение «дерзкой» и «веровал»
заставляет видеть связь между дерзостью души и «верованием»: «веровал,
потому что душа была дерзкая».
К инверсиям же следует отнести и случаи постановки членов предложения в
необычном месте предложения, например:
«Соня с криком из комнаты выбежала... Кондратий покосился на мягкий пух
и осторожно обошел его. Большой, громоздкий, а двигался легко. В
излюбленном своем углу в крепком кресле успокоился».
(С е й ф у л л и н а.)
Здесь постановка сказуемого-глагола в конце предложения нарушает обычную
норму расположения слов в предложении.
Если инверсированная конструкция сопоставлена с прямой так, что
аналогичные слова располагаются симметрично (АБ + БА), то такое
расположение именуется хиазмом. Например:
Пестреют шапки. Копья блещут.
(Сказуемое – подлежащее, подлежащее – сказуемое.)
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной,
Как тополь киевских высот
Она стройна...
Хиазм есть результат одновременного применения двух синтаксических
приемов – инверсии и параллелизма. Эффект хиазма – в сопоставлении двух
аналогичных и в то же время различно расположенных предложений. Здесь
функция инверсии – вносить разнообразие в параллельную синтаксическую
конструкцию и тем сообщать построению движение на основе неполного
параллелизма.