Чтобы сократить обслуживающий персонал, повысить культуру эксплуатации,
обеспечить тщательное наблюдение за работой лифтов, в последние годы
диспетчеризировано десятки тысяч лифтов по так называемой трехсигнальной
системе. Эта система позволяет определять наличие пассажира в кабине,
открытие дверей шахты лифта и осуществлять громкоговорящую связь между
диспетчером и пассажиром, находящимся в кабине. Для этого в кабине лифта
устанавливается кнопка вызова диспетчера на связь.
Принципиальная электрическая схема диспетчерского управления на три
сигнала приведена на рис. 52.
В кабине лифта монтируются: угольный микрофон (можно устанавливать
вблизи динамика) и динамик для громкоговорящей связи с диспетчером,
кнопка вызова диспетчера, дополнительный подпольный контакт, указывающий
наличие пассажиров в кабине.
В машинном помещении устанавливается специальный щиток, на котором
смонтированы реле включения громкоговорящей связи РНС и реле РДШ, при
помощи которых включается сигнал «дверь шахты открыта» (если в схеме
лифта предусмотрено реле контроля шахтных дверей РКД, то дополнительное
реле РДШ не ставится).
В комнате диспетчера устанавливается диспетчерский пульт, на котором
смонтированы четыре усилителя (из которых два — резервные), выпрямитель,
микрофон динамический, ключ микрофона диспетчера КМ, динамик, ключ связи
с пассажиром ТК, сигнальные лампы: «вызов», «пассажир», «дверь шахты».
Все приборы и аппараты смонтированы на лицевой стороне пульта (кроме
выпрямителя). Внутри пульта установлены: реле сохранения сигнала вызова
PC, германиевые диоды, необходимые для одностороннего действия от кнопок
КВ Д.
Последовательность действия элементов схемы следующая.
В цепь контактов дверей шахты включено дополнительное реле РДШ. Когда
все двери шахты закрыты, реле РДШ включено и его н. з. контакт в цепи
сигнала «дверь шахты» разомкнут. Сигнал не горит. При открытии двери
шахты реле РДШ включается и своим н. з. контактом включает лампу сигнала
«дверь шахты» по следующей цепи: «плюс» выпрямителя — дроссель ДР-21 —
сигнальная лампа Д — н. з. контакт реле РДШ-9 — «минус» выпрямителя.
Пассажир закрывает дверь шахты. Сигнал «дверь шахты» гаснет, так как
реле РДШ включилось и разомкнуло свой н. з, контакт в цепи этого
сигнала.
Пассажир входит в кабину, включается подпольный
контакт ПК и образует цепь сигнала «пассажир»: «плюс» выпрямителя — ДР —
сигнальная лампа П—ПК — «минус» выпрямителя.
Нажимая кнопку вызова диспетчера, пассажир тем самым образует новую цепь
сигнала «вызов»: «плюс» выпрямителя — ДР — нажатая кнопка КВД — диод Д —
реле РВД — «минус» выпря-мителя. Цепь замкнута. Включается реле РВД,
замыкая свой н. о. контакт. Образуется цепь сигнала «вызов»: «плюс»
выпрямителя — ДР — н. з. контакт TKi — замкнувшийся н. о. контакт реле
РВД сигнальная лампа ЛС — «минус» выпрямителя.
При загорании сигнала «вызов» диспетчер нажатием ключа ТК размыкает н. з.
контакт TKi в цепи сигнала «вызов», тем самым снимая сигнал и
одновременно включая замкнувшимся н. о. контактом цепь реле включения
связи РНС. Цепь реле РНС: «плюс» выпрямителя — ДР — замкнувшийся н. о.
контакт ТКц — катушка ре-ле РИС «минус» выпрямителя. Цепь замкнута,
включается реле РНС, замыкая свои н. о. контакты в цепи громкоговорящей
связи.
Громкоговорящая связь при включении диспетчерсксй кнопкн КМ подготовлена
к двухстороннему разговору.
На вход усилителя включаются микрофоны, на выход — динамики. Так как
угольные микрофоны, установленные в кабинах, требуют питания, то
дополнительно в пульте монтируется блок питания микрофонов БПМ.
Рис. 52. Принципиальная электрическая схема
диспетчерского управления на три сигнала