ПРИЕМКА ЛИФТА ПОСЛЕ МОНТАЖА ИЛИ КАПИТАЛЬНОГО
РЕМОНТА
Лифт перед предъявлением инженеру-контролеру органов Госгортехнадзора
должен быть принят ОТК монтажной организации, а в тех случаях, когда
эксплуатация лифта будет осуществляться специализированной организацией,
— прорабом-контролером этой организации.
К технической приемке допускаются инженерно-технические работники
соответствующей квалификации, аттестованные в комиссии с участием
представителя органа Госгортехнадзора. Лица, допущенные к технической
приемке лифтов, должны иметь не ниже IV группы по электробезопасности.
При технической приемке вновь установленного лифта должен присутствовать
представитель монтажной строительной организации или организации,
производившей ремонт, владелец лифта и лицо, ответственное за исправное
состояние и безопасное действие лифта.
Техническую приемку лифтов осуществляют в следующей последовательности:
проверка технической документации; осмотр лифта на основном (посадочном)
этаже: осмотр дверей шахты на всех этажах;
осмотр машинного помещения и расположенного в нем оборудования;
проверка расположенного в машинном помещении оборудования в работе;
осмотр оборудования, расположенного на крыше кабины лифта; осмотр и
проверка дверей шахты и оборудования, установленного на верхних балках
каркаса дверей шахты;
осмотр шахты и проверка работы расположенного в ней
оборудования;
осмотр и проверка оборудования, расположенного в приямке и под кабиной;
осмотр купе кабины;
проверка работы электросхемы управления лифтом; оформление результатов
технической приемки.
При проверке технической документации следует проверить паспорт лифта.
Паспорт должен быть установленной формы и содержать все необходимые
данные относительно лифта. К паспорту должны быть прикреплены
установочный чертеж и принципиальная схема, соответствующая данному
лифту.
При приемке нового лифта следует познакомиться с проектом установки
лифта, в котором должны содержаться: чертежи строительной части лифта;
чертежи и технические данные механического и электрического оборудования
лифта; монтажная и принципиальная схемы лифта.
Следует просмотреть технический отчет, в котором должны содержаться:
данные по замерам сопротивления изоляции проводов, заземляющего
устройства, сопротивления переходных контактов; акт замера сопротивления
петли фаза—нуль; для новых лифтов акт на скрытые работы, в котором
должны быть указаны: серия дома; данные на установку закладных деталей;
данные на балку для крепления грузоподъемного механизма,
предназначенного для монтажа и демонтажа оборудования в машинном
помещении; акт на электросварочные работы, с указанием фамилии и
инициалов сварщика, номера его удостоверения, типа и марки электродов и
акт шумометрической станции.
При осмотре лифта на основном посадочном и на промежуточном этажах,
проверяют:
наличие таблички с указанием завода-изготовителя, назначения лифта,
грузоподъемности, заводского номера и года изготовления лифта;
наличие отверстия для открывания дверей шахты специальным ключом при
раздвижных створках;
зазор между обрамлением портала и створками или притвором дверей шахты;
исправность работы автоматического замка; состояние ограждения шахты;
наличие освещения площадок перед дверями шахты; зазор между створками
дверей шахты и обрамлением портала или зазор в притворе при распашных
дверях; исправность работы автоматических замков.
При осмотре лифта проверяют также машинное помещение, лебедку и др.
Машинное помещение:
соответствие регламентированных Правилами размеров; соответствие
расположения оборудования установочному чертежу; правильность установки
грузоподъемной балки;
отсутствие оборудования и коммуникаций, не
относящихся к лифту;
наличие замка на входной двери) наличие и достаточность освещения)
наличие диэлектрических ковриков у панели управления и вводного
устройства.
Лебедка:
правильность установки подлебедочной рамы на амортизаторах или
фундаменте;
горизонтальность установки лебедки на подлебедочной раме; надежность
посадки и крепления канатоведущего шкива на валу; правильность проточки
ручьев канатоведущего шкива (проверяется шаблоном);
отсутствие трещин, сколов и других дефектов на канатоведущем шкиве;
наличие масла в редукторе и его соответствие техническим условиям;
наличие штурвала и указателей направления вращения; наличие на редукторе
таблички завода-изготовителя. Электродвигатель:
соответствие соединения обмоток электродвигателя рабочему напряжению;
надежность крепления проводов на клеммах щитка и наличие обозначений на
концах обмоток;
наличие масла в камерах подшипников скольжения и смазки в камерах
подшипников качения;
надежность крепления электродвигателя к фланцу редуктора или к плите;
расход в буферных пальцах.
Тормозное устройство:
соответствие каталожного номера тормозного магнита рабочему напряжению
питающей цепи;
зазор между якорем магнита и ярмом;
зазор между фрикционными обкладками и поверхностью тормозной полумуфты;
правильность крепления колодок на рычагах, при расторможенном тормозе,
колодки должны свободно проворачиваться на оси. Ограничитель скорости:
наличие пломбы;
отсутствие на рабочем и контрольном шкивах трещин, сколов, раковин и
других дефектов;
правильность проточки ручьев рабочего и контрольного шкива (проверяется
по шаблону);
наличие таблички завода-изготовителя;
правильность установки, надежность крепления ограничителя скорости на
кронштейне.
Концевой выключатель:
надежность крепления корпуса концевого выключателя на кронштейне;
надежность крепления бобышек на канате ограничителя
скорости или рычагов, включающих его на кронштейнах;
легкость проворачивания вилки концевого выключателя при воздействии на
нее вручную или включении его при воздействии на тросик.
Вводное устройство; зазоры между губками пинцетов; наличие заземляющего
провода;
гарантированное отключение при повороте рукоятки рубильника. Станция
управления: наличие таблички завода-изготовителя; провалы и растворы
контактов реле и контакторов; соответствие выдержек реле времени
величинам, указанным в электрической схеме, и наличие пластин для
регулировки; наличие заземления электросхем цепи управления; надежность
крепления проводов к электроаппаратам и самих электроаппаратов;
соответствие предохранителей и автоматов по току; работу автоматов
включением и выключением от руки. Автоматические выключатели должны
иметь заводскую пломбу. Проверять автоматические выключатели током
короткого замыкания двигателей (включением электродвигателя при
наложенном тормозе) категорически запрещается. Проверка должна
производиться только специальным нагрузочным устройством;
наличие кнопочного аппарата и переключателей режимов работы;
наличие маркировки проводов и ее соответствие электросхеме. После
осмотра оборудование машинного помещения проверяют в работе:
лебедка должна работать без вибрации и повышенного шума,
электродвигатель — без повышенного нагрева; правильность работы цепи
питания тормозного электромагнита;
отсутствие перекосов при включении и отключении электромагнита и
надежности работы тормоза. Витки пружин тормоза не должны касаться друг
друга, а положение пружин должно быть зафиксировано контргайками;
работу станции управления в режиме управления из машинного помещения,
для чего переключатель вида работы перевести в соответствующее
положение. При этом аппараты управления, установленные в кабине и на
этажных площадках, должны быть отключены; надежность срабатывания
концевого выключателя при переспуске и переподъеме кабины.
При осмотре кабины проверяют: состояние крыши кабины;
переключают электросхему в режим «ревизия», при нажатии i;a кнопки
аппарата управления, установленного на крыше кабины, последняя приходит
в движение только на малой скорости;
правильность включения кнопок аппарата управления и исправность действия
контакта слабины подъемных канатов и контакта
ловителей, привод дверей и натяжение текстропного
ремня, состояние электропроводки на кабине и маркировку проводов;
надежность крепления балансирной подвески и наличие на ней контргаек и
шплинтов; прочность и надежность болтовых соединений каркаса кабины и
крепление башмаков к каркасу кабины, а также зазоры между башмаками и
направляющими. Зазоры в башмаках в продольном и поперечном направлении
не должны превышать 2 мм на сторону;
надежность крепления каната ограничителя скорости к рычагу механизма
ловителей и легкость хода подвижных частей механизма ловителей; при
усилии 15 кг, приложенном к рычагу, клинья должны подходить к
направляющим. Зазор между всеми клиньями должен быть одинаковым (2,5—3
мм). Проверить наличие таблички завода-изготовителя на ловителях.
При осмотре раздвижных автоматических дверей кабины и шахты проверяют;
зазоры между плоскостью створок и обрамлением портала (2—5 мм);
плотность примыкания створок по всей высоте, местные зазоры на длине
примыкания 300 мм не должны превышать 2 мм;
зазор между порогом кабины и нижними торцами створок (3—
6 мм);
зазор между роликом водила и упором правой каретки (3—6 мм);
зазор между упором и головкой регулировочного болта замка двери кабины.
Зазор должен быть 1—2 мм, а положение регулировочного винта
зафиксировано контргайкой;
натяжение и надежность крепления троса связи створок, пружины вакрывания
створок, состояние створок дверей, кареток, упоров, роликов,
контрроликов, отводок, башмачков, контактов; исправность действия
контактов.
При осмотре оборудования, установленного на верхних балках
автоматических раздвижных дверей шахты и кабины, следует проверить:
зазоры между штоками контактов контроля запирания створок
автоматическими замками и площадками защелок;
зазоры между контрроликами и линейками. Эти зазоры должны быть не более
0,2 мм;
взаимодействие створок двери кабины с роликами дверей шахты. Ролики
рычагов дверей шахты должны входить в паз отводки на глубину 10—15 мм, а
боковой зазор между роликом и внутренней боковой поверхностью отводки
должен находиться в пределах 4— 12 мм;
зацепление пальцев рычагов с защелками замков. Палец рычага должен
перекрывать тело защелки не менее чем на 2 мм;
провал контакта контроля закрывания створок дверей шахты (2—4 мм);
регулировку упорных болтов, фиксирующих положение створок и надежность
крепления их контргайками;
действие контактов контроля запирания створок и контактов контроля
закрытия створок. Размыкание контактов должно опережать открывание
автоматического замка;
надежность работы замков дверей шахты; ограждение шахты;
соответствие фактических размеров размерам, регламентированных
Правилами; освещение.
При осмотре этажных переключателей необходимо проверить: зазоры между
торцами осей роликов в комбинированной отводке (10—12 мм);
положение этажных переключателей относительно вертикальной оси
комбинированной отводки;
зазоры между корпусами этажных переключателей и комбинированной отводкой
(10—15 мм); провалы контактов (2—4 мм);
надежность крепления этажных переключателей, контактов и клеммных
соединений проводов. При осмотре индуктивных датчиков следует проверить
зазоры между датчиками и шунтами. Зазор должен быть 6—10 мм.
Осматривая направляющие кабины и противовеса, необходимо проверить
прямолинейность и вертикальность направляющих. Отклонения от
прямолинейности в продольном и поперечном направлениях допускаются не
более 2 мм. Извернутость направляющих, т. е. несовпадение плоскостей
рабочих поверхностей обоих направляющих не более 2 мм. Отклонения от
вертикальности допускаются
1 мм на 1 м длины, но не более 10 мм на всю длину при высоте подъема не
более 50 м.
Осматривая противовесы, следует проверить: отсутствие трещин, сколов в
наборном грузе и надежность его крепления прижимными планками;
зазоры в башмаках. Зазоры должны быть не более 4 мм по штих-массу и не
более 2 мм на сторону в поперечном направлении; крепление башмаков и
деталей каркаса.
При осмотре электропроводки необходимо проверить: крепление труб;
соответствие сечения проводов необходимым размерам; соответствие
выполнения электропроводки с проектом; надежность соединения заземляющих
проводов с корпусами электрооборудования и металлоконструкции.
Далее следует проверить:
правильность установки буферных устройств; состояние и правильность
установки натяжного устройства ограничителя скорости;
наличие и исправное действие выключателя приямка и
контакта натяжного устройства;
Наличие лестницы или скоб удобства входа в приямок; освещение приямка;
ход подвижного пола, который должен быть не более 20 мм; регулировку
пружин подвижного пола. При нагрузке в 15 кг подвижной пол должен
воздействовать на подпольные контакты;
зазор между штоками контактов и упорами поднятого пола. Этот зазор
должен быть равен 2 мм; исправность конструкции купе; наличие освещения;
кнопочный аппарат, наличие подписей на кнопках и исправность действия
их;
наличие правил пользования лифтом;
электросхемы лифта:
наличие и исправность работы сигнальных ламп в вызывных аппаратах;
наличие и исправность работы переговорной связи с диспетчерским пунктом;
наличие переговорной связи между машинным помещением, кабиной и первым
этажом (при высоте подъема более 25 мм).
При проверке работы электросхем управления лифтом необходимо убедиться в
правильности функционирования цепей управления и электрических
аппаратов, обеспечивающих нормальную работу лифта.
Электрическая схема управления должна обеспечивать отключение
электродвигателя и наложение механического тормоза: при исчезновении
напряжения в сети, при перегрузке электродвигателя, при коротком
замыкании, при открытии или отпирании дверей шахты и кабины на ходу
лифта, при переподъеме или переспуске кабины относительно верхней и
нижней остановки, ослаблении или обрыве подъемного каната при посадке
кабины на ловители и при нажатии кнопки «Стоп».
Движение возможно только при условии исправности всех блокировочных и
предохранительных устройств, контроль за состоянием которых осуществляют
электрические контакты.
После проверки выполнения всех указанных требований составляется акт
окончательной приемки по установленной Правилами форме. При
неудовлетворительных результатах осмотра составляется акт о выявленных
дефектах.