Электропривод лифтов

  Главная       Учебники - Лифты      Электропривод современных лифтов - 1978 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Электропривод лифтов - часть 1



В современных зданиях основным средством вертикального транспорта «являются лифты, которыми оборудуют жилые дома, гостиницы, общественные, административные, промышленные здания и другие сооружения.

По своему назначению лифты подразделяются на пассажирские, грузопассажирские, больничные, грузовые общего назначения, грузовые с монорельсом, и выжимные, тротуарные грузовые и малые грузовые.

В соответствии с назначением лифты различаются как по конструкции, так и по основным параметрам (грузоподъемности, скорости, высоте подъема, размерам кабин).

В настоящее время лифты в основном выполняют по кинематическим схемам, приведенным на рис. 1. Наиболее распространенными из них являются схемы с верхним расположением привода (лифтовой лебедки) и канатоведущим шкивом.

Схему лифта с полиспастными подвесками применяют для увеличения грузоподъемности при той же мощности привода, схему с двойным обхватом канатов с помощью отводных блоков для лифтов со скоростью движения кабины от 2 м/с — для повышения сцепления канатов со шкивами.

Лебедки современных лифтов по конструкции канатоведущих органов разделяются на барабанные и с канатоведущими шкивами. В настоящее время барабанные лебедки применяют только на тротуарных грузовых лифтах и крайне редко на грузовых лифтах специального назначения, а на лифтах всех остальных назначений обычно применяют лебедки с канатоведущим шкивом.

По типам передач от электродвигателей лифтовые лебедки подразделяются на редукторные и безредукторные. Редукторные лебедки применяют на лифтах со скоростью до 2 м/с, а безредукторные — на лифтах со скоростью от 2 м/с.

Редукторные лебедки состоят из быстроходного электродвигателя, червячного редуктора с эвольвентным или глобоидным зацеплением, тормозного устройства на быстроходном валу канатоведущего органа.

Безредукторные лебедки состоят из тихоходного электродвигателя, непосредственно на валу которого укрепляют канатоведущий и тормозной шкивы. На корпусе электродвигатели монтируют тормозное устройство. Лебедки пассажирских и грузовых лифтов устанавливают чаще всего в машинном помещении над шахтой.

 

 

 

 

 

Рис. 1. Основные кинематические схемы лифтов

 

 

 

 

 

Верхнее расположение машинного помещения более экономично, чем нижнее под шахтой из-за меньшей длины несущих канатов и меньшего числа промежуточных блоков.

 

По номинальной скорости движения кабин пассажирские лифты подразделяются: на тихоходные — от 0,5 до 0,71 м/с; быстроходные — от 1 до 1,4 м/с; скоростные — от 2 м/с. Номинальная скорость грузовых лифтов 0,15—0,5 м/с. При этом большая часть лифтов имеет скорость 0,5 м/с, и только некоторые грузовые лифты имеют пониженные скорости (тротуарные— 0,15 м/с, малые магазинные и общего назначения грузоподъемностью 5000 кг — 0,25 м/с).

 

 

 

 

 

Производительность пассажирского лифта прямо пропорциональна вместимости кабины и в значительной степени обусловливается ее скоростью движения. Однако производительность зависит от скорости не в прямой пропорции. Лифты с большой номинальной серостью движения в случаях большого числа остановок не используются по скорости, так как при поэтажном разъезде (движении с этажа на ближайший этаж) при заданном ускорении лифт не успевает разгоняться до номинальной скорости.

Расчеты вертикального транспорта в зданиях различного назначения рекомендуют применять лифты со следующими номинальными скоростями:
— в административных зданиях и гостиницах до 9 этажей— от 0,71 до 1 м/с; от 9 до 16 этажей — от 1 до 1,4 м/с;

в административных зданиях от 16 этажей — 2 и 4 м/с. Рекомендуется при установке в зданиях лифтов со скоростью от 2 м/с иметь экспрессные зоны, т. е. лифты должны обслуживать не все этажи подряд, а, например, кратные 4—5. Системы электропривода лифтов со скоростью от 2 м/с обеспечивают движение лифтов с разными скоростями в зависимости от предполагаемого движения — поэтажного, через-этажного или разъезда на несколько этажей (рис. 2).

 

 

 

 

Рис. 2. График движения кабины скоростного лифта:
а — поэтажный разъезд; б — черезэтажный разъезд; в — разъезд на несколько этажей

 

 

По условиям работы и своему назначению лифты относятся к механизмам цикличного действия, для которых характерны частые пуски. Пуски и остановки лифтов сопровождаются переходными процессами, характеризующимися появлением ускорений и замедлений.

Из-за наличия периодов ускорения и замедления электропривода снижается средняя скорость движения лифта, что значительно влияет на его производительность.

Увеличение средней скорости движения ведет к увеличению ускорений, что оказывает неприятное физиологическое воздействие на организм человека.

В Советском Союзе ускорения ограничиваются Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ) Госгортехнадзора СССР до 2 м/с2 для пассажирских лифтов и до 1 м/с2 для больничных. Исследования физиологических проявлений воздействия ускорений показали, что ощущения пассажира связаны не только с величиной ускорения, но и скоростью его изменения — рывком. Установлено, что при ограничении ускорения и повышении плавности его изменения в переходных процессах устраняется его неприятное воздействие.

Имеющиеся ускорения и рывки определяют комфортность работы лифта. Поэтому электропривод лифтов должен обеспечивать такое формирование переходных процессов разгона и замедления, чтобы с одной стороны обеспечивалась их минимальная продолжительность при ограниченных величинах ускорения и рывка, а с другой — их минимальная зависимость от загрузки кабины лифта.

Оптимальным считается график движения кабины лифта, показанный на рис. 3, при котором ускорение в период разгона и замедления изменяется по трапецеидальному закону.

Весьма важной задачей является точная остановка лифта на этажной площадке.

Кабина после торможения должна останавливаться против уровня загрузки и выгрузки с заданной степенью точности. Из-за неточной остановки не только ухудшается комфортность пассажирских лифтов, но и снижается их производительность, так как увеличивается продолжительность входа и выхода пассажиров.

В грузовых лифтах из-за неточной остановки затрудняется, а в некоторых случаях невозможна разгрузка кабины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..