Реле и контакторы лифтов

  Главная      Учебники - Лифты     Техническое обслуживание лифтов (Ермишкин В.Г.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

Реле и контакторы лифтов



Реле служат для автоматизации коммутационных операций (включений, переключений, отключений) в слаботочных электрических цепях управления электрическими машинами и аппаратами.

 

Контакторы осуществляют дистанционные коммутационные операции в силовых электрических цепях (включение и отключение электродвигателей, генераторов, трансформаторов и т д.), Реле и контакторы изготовляются для работы как в цепях переменного, так и в цепях постоянного электрического тока Электромагнитное реле, работающее на переменном токе (рис 73), состоит из магнитопровода, набранного из отдельных листов специальной электротехнической стали с высокой магнитной проводимостью, катушки, намотанной изолированным

медным проводом (диаметр провода и число витков в катушке определяется расчетом), контактной группы Магнитопровод, в свою очередь, состоит из неподвижной (ярмо) и подвижной частей (якорь), кроме того, ярмо снабжается полюсным наконечником Магнитопровод служит для концентрации и усиления магнитного потока Катушка создает магнитный поток Определенное для данного типа реле число з- и р контактов в контактной группе предназначено для производства необходимых коммутационных операций в электрической схеме лифта Реле крепятся на специальных панелях как на изолированных, а также неизолированных основаниях. В отличие от реле контакторы имеют, кроме контактов, производящих коммутационные операции в цепях управления, еще и силовые контакты, при помощи которых производятся коммутационные операции в силовых электрических цепях. Кроме этого, они отличаются от

реле увеличенными габаритами и их снабжают дугогасительными камерами Эти камеры имеют металлические пластины, которые расположены над силовыми контактами При размыкании контактов между ними возникает электрическая дуга, которая создает сильное магнитное поле. Силовые линии этого поля за мыкаются в пластинах Электрическая дуга вместе с силовыми линиями как бы засасывается в пластины и, удлиняясь, разры вается При снятых дугогасительных камерах условия дугога-шения ухудшаются

 

 

 

Рис 73 Реле РП-23:
1— пластина, 2— контактный угольник р контакта; 3 — упор траверсы; 4 — траверса, 5 — контактный угольник з контакта, 6 — контактная пластина, 7 — корпус; 8 — направляющая скоба, 9 — винты, 10 — верхний упор; 11— хвостовик якоря, 12— выдавка, 13 — якорь, 14— полюсный наконечник, 15 — упор, 16 — катушка, 17 — ярмо, 18 — пружина

 

 

 

 

 

Реле и контакторы, работающие на постоянном токе, конструктивно ничем не отличаются от рассмотренных Различие их заключается в том, что магнитопровод изготавливается сплошным из специальной электротехнической стали с высокой магнитной проницаемостью Катушка электроаппарата, работающего на постоянном токе, имеет в несколько раз большее число витков, чем катушка электроаппарата, работающего на переменном токе Это объясняется тем, что полное сопротивление катушки электроаппарата, работающего на переменном токе, слагается из двух составляющих — активного и индуктивного сопротивлений В начальный момент после подачи напряжения пусковой ток в катушке превышает номинальный в несколько раз и созданный им магнитный поток достаточен для притягивания якоря После замыкания магнитопровода усиливается магнитный поток, увеличивается общее сопротивление катушки за счет увеличения индуктивного, ток в катушке резко падает и достигает значения, достаточного для длительной работы электроаппарата без перегрева Если катушки электроаппаратов питаются постоянным током, индуктивное сопротивление катушки отсутствует и ток в цепи ограничивается только сопротивлением меди катушки Чтобы снизить силу тока, протекающего в катушке, необходимо увеличить ее сопротивление, а это приводит к увеличению длины провода и, следовательно, числа витков

Контакторы, работающие на постоянном токе, кроме дугогасительных камер, имеют еще и магнитное дутье Оно представлено в контакторе в виде массивных витков, являющихся продолжением неподвижных губок силовых контактов

При замкнутых силовых контактах по ним также течет ток и возбуждает вокруг них магнитные поля При размыкании силовых контактов вокруг каждого из них возникают электрические душ, которые возбуждают здесь же свои магнитные поля. Магнитные поля, созданные витками магнитного дутья, взаимодействуют с магнитными полями, созданным» электрическими дугами, отталкиваясь друг от друга, при этом электрические Дуги, удлиняясь, разрываются Этот способ эффективен, если между контактами при размыкании тянется большая дуга, например при размыкании цепей постоянного тока

Принцип работы реле (контактора) заключается в том, что после подачи напряжения на катушку протекающий в ней электрический ток создает магнитный поток, который замыкается в магнитопроводе и усиливается им Этот магнитный поток обладает энергией, достаточной для притягивания якоря к ярму и удержания его в притянутом положении Тяговая сила, действующая на якорь, зависит от параметров реле (контактора), от величины воздушного зазора между якорем и ярмом:

 

 

Fэ=k/d

 

где k — коэффициент, зависящий от параметров реле или контактора; d — воздушный зазор между якорем и ярмом.

 

 

 

Под действием тяговой силы якорь реле (контактора) притягивается к ярму и находится в таком положении все время, пока по катушке протекает электрический ток.

При снятом с катушки реле напряжении и разомкнутом магнитопроводе в зависимости от назначения реле или контактора контакты могут быть замкнуты или разомкнуты.

Так как при включении реле (контактора) первые контакты размыкаются и называются размыкающими контактами (р-контакты), вторые замыкаются и называются замыкающими контактами (з-контакты).

В зависимости от назначения реле или контактора они имеют разное число контактов.

Характеристики применяемых в лифтостроении реле и контакторов приведены в табл. 15, 16.

 

 

Таблица 15

Технические характеристики электромагнитных реле, применяемых на лифтах

Тип реле

Нажатие на контактную группу, Р

Провал кон­такта, мм

Раствор кон­такта, мм (не менее)

Электриче­ская износо­устойчивость, цикл

Коммутационная способность кон­тактов, А

на­

чаль­

ное

конеч­

ное

на вклю­чение

на от­ключе­ние

РП-40

70

100

to

1

5

1 000 000

25

2,5

РП-23

12

22

1,5

4

100 000

5

2

РП-25

10

20

1,5

4

100 000

5

2

РПУ-1

25

45

1,2

4

2 500 000

5

0,4

МКУ-48

15

20

1,2

3

1 000 000

5

0,4

ПЭ-6

15

20

1,2

3

1 000 000

5

0,4

РЭВ-812

70

100

2—4

4

1 000 000

25

2,5

 

Электроаппараты, работающие на переменном электрическом токе, имеют ряд недостатков, которые ограничивают область их применения в лифтовой технике. Недостатками, которыми обладает указанная электроаппаратура, являются повышенный шум при ее работе и частое сгорание катушек. Причиной повышенного шума при работе такого электроаппарата является то, что в момент перехода тока в катушке через нуль (ток переменный) реле (контактор) отпускает якорь. Но так как частота изменения электрического тока достаточно большая

(50 периодов в секунду), якорь отпасть не успевает и издает дребезжание. Мерой борьбы с таким недостатком является врезка в торцовые части магнитопроводов короткозамкнутых витков из цветного металла (медь, бронза). Магнитное поле, образованное индуктированным в этом витке током катушки, сдвинуто относительно основного в сторону отставания, но совпадает по направлению с основным и замыкается в этом же магнитопроводе. В тот момент, когда ток в катушке электроаппарата равен нулю, в короткозамкнутом витке ток существует и созданный им магнитный поток удерживает якорь в притянутом положении. Затем основной ток в катушке увеличивается, а в короткозамкнутом витке исчезает, но теперь якорь удерживается в притянутом положении магнитным потоком, образованным основным током.

 


Второй причиной повышенного шума является расшихтовка ярма и якоря. Крепление пластин магнитопровода ослабевает, и они под действием переменного магнитного потока издают дребезжащий звук.

Преимуществом электроаппаратов, работающих на переменном токе, являются быстрота срабатывания и небольшое количество провода для намотки катушки. В лифтовой технике

преимущественно применяют электроаппараты, работающие на постоянном токе, так как в них отсутствует индуктивная составляющая сопротивления катушки и сила тока в катушке не зависит от зазора между якорем и ярмом; отсутствует шум при работе электроаппарата, так как магнитный поток не изменяется. Так как катушка электроаппарата, работающего на постоянном токе, имеет большое число витков, то при каждом изменении магнитного потока (это имеет место при включении электроаппарата) появляются и действуют все время, пока изменяется магнитный поток, э. д. с. и ток самоиндукции, направленные против приложенного напряжения и текущего по катушке тока, которые тормозят нарастание тока в катушке. Ток В ней достигает значения, достаточного для притягивания якоря, не скачком, а через определенный промежуток времени. При отключений катушки от сети исчезающий магнитный поток приведет к появлению э. д. с. и тока самоиндукции, направленных согласно с приложенным напряжением и текущим по катушке током, ток в этой катушке после снятия с нее напряжения исчезнет не сразу, а в течение некоторого времени. Указанный недостаток реле и контакторов, работающих на постоянном токе, незначителен и не оказывает особого влияния на работу электросхем лифтов. В других случаях предпринимаются меры для уменьшения влияния этого недостатка на работу электроаппарата.

 

На многих лифтах в настоящее время установлено и работает большое число реле и контакторов, работающих на переменном токе, правильная эксплуатация их с учетом всех положительных и отрицательных качеств является залогом бесперебойной работы лифтов.

 

 

Таблица 16
Технические характеристики контакторов, применяемых на лифтах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..