Клиновые ловители (рис. 64) состоят из клиньев 8 направляющих подушек
10, прикрепленных к швеллерам 9 нижней части каркаса кабины. Направляют
не пазы, в которых перемещаются клинья, устроены под углом к
направляющим. Таким образом, при перемещении клиньев вверх они
приближаются к направляющим, при опускании — удаляются. Клиновые
ловители называются ловителями мгновенного действия. Ими оборудуются
кабины и противовесы лифтов со скоростью движения до 1 м/с.
Эксцентриковые ловители (рис. 65, а, б) состоят из
двух эксцентриков 22, жестко укрепленных на концах вала 12 со стороны
направляющих. Часть торцовой поверхности эксцентрика, которая обращена
после срабатывания таких ловителей к направляющей, имеет насечку для
того, чтобы не было проскальзывания кабины В нормальном положении вал
эксцентрика удерживается канатами 1, прикрепленными к тяговым канатам
20, обеспечивая зазоры между эксцентриками и направляющими не более 5
мм. Пружина 10 (см. рис. 65, а) одним концом прикреплена к ввинченному в
вал 12 рычагу 11, другим — прикрепляется к регулировочной шпильке 9,
ввинченной в площадку верхней балки каркаса кабины (ловители верхнего
расположения) Пружина находится все время в натянутом положении Ось
вращения эксцентрика не совпадает с осью самого эксцентрика, поэтому
поворотом такого эксцентрика можно приблизить его к направляющей или
удалить
(рис. 66) состоят из клиньев 16, колодок 14,
двух рычагов 13, шарнирно соединенных между собой осью 11, пружины 4 и
регулировочных элементов. Клинья 16 свободно перемещаются вверх и вниз в
направляющих подушках, укрепленных в коротких плечах рычагов 13. При
перемещении клиньев вверх они приближаются к направляющим, при
перемещении вниз — удаляются, так как пазы подушек устроены под углом к
направляющим. На рис. 67 изображен узел комбинированных ловителей.
Принцип работы клиновых ловителей (см. рис. 63) заключается в следующем
(привод клиновых ловителей аналогичен приводу комбинированных
ловителей). Когда скорость движения кабины (противовеса) достигает
предела, достаточного для срабатывания ограничителя скорости, длинные
плечи грузов под действием центробежной силы удаляются от центра диска и
своими концами упираются в упоры, укрепленные в корпусе. Диск
ограничителя скорости останавливается и вместе с ним останавливаются
канат и клинья.
Подушки 10, которые движутся вниз вместе с кабиной (см. рис. 64),
сползают с неподвижных клиньев 8, прижимают их к направляющим, зубцы
клиньев врезаются в металл направляющих и кабина (противовес) повисает
на них.
Принцип работы эксцентриковых ловителей заключается в следующем.
При обрыве или ослаблении тяговых канатов 20 (см. рис. 65, а) под
действием пружины 10 вал 12 и прикрепленные жестко к нему с обоих концов
эксцентрики 22 поворачиваются вокруг оси против часовой стрелки,
последние приближаются своими торцами, с находящейся на них насечкой, к
направляющим, прижимаются и сцепляются с ними. Так как кабина продолжает
двигаться вниз, направляющие дополнительно поворачивают эксцентрики
против часовой стрелки и окончательно зажимаются между башмаками и
эксцентриками, кабина останавливается и удерживается на направляющих.
Такими ловителями оборудуются кабины малогрузовых лифтов
Работа комбинированных ловителей принципиально ничем не отличается от
работы клиновых ловителей.
После срабатывания ограничителя скорости одновременно с остановкой
каната останавливаются и клинья. Движущиеся вместе с кабиной
(противовесом) направляющие подушки 18 (см. рис. 66, б) сползают с
клиньев, прижимают их к направляющим. При дальнейшем движении кабины
(противовеса) вниз под действием усилий, создаваемых прижатыми к
направляющим клиньями (усилия направлены перпендикулярно боковым
плоскостям направляющих), притягиваются и прижимаются к направляющим
также и колодки 14. Затем направляющие подушки 18 сползают с клиньев,
короткие концы рычагов 13 (см. рис. 66, а) ловителей раздвигаются, оба
рычага поворачиваются вокруг оси 11 так, что расстояние между длинными
концами уменьшается, пружина 4 сжимается и противодействует дальнейшему
наползанию направляющих подушек на клинья. Под действием усилий пружины,
приложенных к длинным концам рычагов, клинья 16 и колодки 14 прижимаются
к боковым поверхностям направляющих, кабина
(противовес) затормаживается и останавливается под
действием сил трения колодок и клиньев о направляющие.
Комбинированные ловители называются скользящими. Ими оборудуются кабины
и противовесы лифтов со скоростью движения 1 м/с и более, а также кабины
больничных лифтов.
Ловители плавного торможения могут быть с постоянным или возрастающим
усилием.
Путь торможения, т. е. расстояние, проходимое кабиной от начала сжатия
губок ловителей направляющих до полной остановки кабины, должен
находиться в пределах, указанных в табл. 12.
Таблица 12
Путь торможения ловителями с постоянным усилием
Номинальная
скорость движения, м/с
Наибольшая
скорость, при которой ограничитель скорости приводит в
действие механизм ловителей, м/с
Минимальный путь
торможения порожней кабины, мм
Максимальный путь
торможения кабины с грузом или противовеса, мм
0,50
0,7
10
165
0,71
1,0
20
250
1,0
1,4
40
450
1,40
2,0
80
750
2,00
2,7
140
1250
2,80
3,7
280
2150
4,0
6,0
500
3800
Ловители должны снабжаться заводской табличкой с
указанием завода-изготовителя, типа ловителя, номинальных
грузоподъемности и скорости, на которые они рассчитаны, заводского
номера и даты выпуска.
Зазоры между клиньями клиновых и комбинированных ловителей и
направляющими, а также зазоры между упорами комбинированных ловителей и
направляющими должны быть в пределах 2—3 мм, зазоры между эксцентриками
и направляющими малогрузовых лифтов — в пределах 4—5 мм.
Проверяя действие ограничителя скорости, электромеханик по лифтам
предпринимает следующие меры предосторожности. При отключенном вводном
рубильнике перебрасывает канат с рабочего шкива на контрольный и обратно
с помощью крючков или специального канатика. После переброски каната на
рабочий шкив и включения контакта ловителей перемещением кабины вниз и
вверх проверяют отсутствие случайной посадки кабины на ловители.
При проверке действия ограничителя скорости электромеханику запрещается
перебрасывать канат с рабочего шкива на контрольный и обратно при помощи
пассатижей, непосредственно
руками или другим каким-либо способом. Запрещается
также проверять рабочий шкив ограничителя скорости расклиниванием грузов
на ходу лифта
Контакт ловителей в любом случае включают при отключенном вводном
рубильнике.