Особенности эксплуатации лифтовых тормозных
устройств с короткоходовыми тормозными электромагнитами МП-201
1. Разбирают тормозное устройство в следующем порядке (см. рис. 33).
Отвинчивают контргайку 10, гайку 9 и снимают фасонную шайбу 12, пружину
8 и вторую фасонную шайбу 13. Отвинчивают стопорный болт 3 (рис. 37, б),
стопорные винты 2, выбивают ось 1 и снимают рычаг 5 (см. рис. 32), этим
же способом снимают правый рычаг. Отвинчивают стопорный болт 2 (рис. 37,
в), выбивают ось 1 и снимают тормозную колодку с фиксатором; аналогичным
образом снимают вторую тормозную колодку.
Проверяют отсутствие напряжения на клеммах клеммного соединения проводов
тормозного электромагнита и разъединяют их. Отвинчивают болты 25 (см.
рис. 33) и снимают тормозной электромагнит. Отвинчивают винты, крепящие
крышку 17 тормозного электромагнита и снимают ее. Снимают якорь 21,
отвинчивают винты и снимают полюсный наконечник 16, вынимают из корпуса
катушку 22.
3. Подготавливают детали к сборке тормозного устройства.
Ветошью, слегка смоченной в деталине (керосине), очищают
от грязи и старой смазки все детали тормозного устройства и поверхность
тормозной полумуфты.
Подготавливают для сборки пружины, установочная длина которых должна
находиться в пределах, указанных на табличке, крепежные гайки и
стопорные болты с полной резьбой; оси тормозных колодок и рычагов с
выработкой по диаметру не более 0,5 мм; катушку тормозного
электромагнита; указанное на катушке напряжение должно соответствовать
напряжению, указанному на выпрямительном устройстве; тормозные колодки с
фрикционными обкладками; головки заклепок должны быть утоплены на
глубину не менее 2 мм, а поверхность обкладки
должна быть чистой и сухой.
Рис. 37. Шарнирные соединения тормоза:
а — фиксатор тормозной колодки: 1 — фиксатор; 2 — пружина
б— узел соединения рычага тормозной
колодки с основанием; 1 — ось; 2 — стопорные винты; 3 — стопорный болт;
в — узел соединения тормозной колодки с рычагом- 1 — соединительная ось;
2 — стопорный болт
4. Собирают тормозное устройство. Ставят корпус 15
тормозного электромагнита на кронштейн 14, совмещают крепежные отверстия
и крепят его болтами 25.
Устанавливают катушку тормозного электромагнита на место и выводят
провода катушки через отверстия в корпусе наружу. Соединяют болтовым
соединением провода, отходящие от выпрямителя с выводными проводами
катушки тормозного электромагнита и изолируют клеммные соединения
изоляционной лентой; изоляционная лента должна быть положена не менее
чем в 3 слоя.
Устанавливают на место полюсный наконечник 16 и крепят его винтами.
Устанавливают: якорь 21 и крышку 17 на место и крепят ее винтами,
фиксатор 1, (см. 37, а) — в паз рычага, тормозную колодку соединяют с
рычагом осью 1 (см. рис. 33,2), слегка смазанной солидолом; фиксируют
положение оси стопорным болтом 2 (см. рис. 37, в).
Устанавливают рычаг 5 (см. рис. 33) на шпильку 11 и совмещают нижнее его
отверстие с отверстием в основании, соединяют рычаг с основанием осью 1
(см. рис. 37,6), слегка смазанной солидолом, фиксируют положение оси
стопорным болтом 3, а положение рычага стопорными винтами 2. Ставят на
место фасонную шайбу 13 (см. рис. 33), пружину 8 и фасонную шайбу 12,
предварительно сжимают пружины гайкой 9 и навинчивают контргайку 10
(длина пружины в поджатом положении должна равняться длине, указанной в
табличке, подвешенной на пружине).
Тормозную колодку устанавливают на второй рычаг; затем рычаг
устанавливают на место и соединяют с основанием; устанавливают на место
фасонные шайбы и пружины; предварительно сжимают их гайкой.
5. Регулируют зазоры между фрикционными обкладками и поверхностью
тормозной полумуфты, между якорем тормозного электромагнита и ярмом.
Нажатием на рычаг 18 опускают якорь 21 до упора и измеряют зазоры между
фрикционными обкладками и поверхностью тормозной полумуфты. Эти зазоры
должны находиться в пределах 0,3—0,8 мм и быть одинаковыми для обеих
тормозных колодок; зазор между якорем и ярмом должен быть не более 3 мм.
Уменьшают указанные зазоры, если они более предельных. Для этого
отвинчивают гайку б; вывинчиванием или ввинчиванием упора 7
устанавливают требуемые зазоры между поверхностью фрикционной обкладки и
поверхностью тормозной полумуфты; фиксируют положение регулировочного
упора контргайкой. Аналогично регулируют зазор между поверхностями
тормозной полумуфты и фрикционной обкладки второй тормозной колодки.
Регулировка зазоров должна быть произведена так, чтобы между упорами 7,
28 обоих рычагов 5 и 29 и двуплечими рычагами 4, 27 не было люфтов.
Проверку производят легким отжатием рычагов
4, 27 вручную в сторону, противоположную регулировочному упору. При
наличии люфта необходимо отвинтить контргайку, фиксирующую положение
регулировочного упора, и ввинтить его до исчезновения люфта, при этом
зазор между якорем и ярмом не должен измениться.
Рабочие зазоры в тормозном устройстве увеличивают
до нормы ввинчиванием регулировочных упоров 7, 28 с последующим
фиксированием их положения контргайками.
Существует модификация тормозных устройств с короткоходовыми
электромагнитами постоянного тока, у которых положение осей 1 (см. рис.
37, б и рис. 37, а) фиксируется не стопорными болтами 3 и 2, а шайбами
ШЭЗ. В таких случаях после разборки не допускается применять старые
шайбы.
6. Регулируют точность остановки кабины на этажах. Причем для лифтов со
скоростью движения кабины 0,25—0,3 м/с тормозной путь должен быть 15—25
мм.
Замена электромехаником фрикционных обкладок тормоза на объекте
допускается как исключение. Обычно замена обкладок должна производиться
на заводе с приработкой ее поверхности. Контакт обкладки с полумуфтой
должен быть не менее 70%.
7. После окончания работ, связанных с техническим осмотром п
регулировкой тормозного устройства, членов бригады предупреждают о
предстоящем включении вводного рубильника; они должны находиться на
расстоянии не менее I м от магнитной станции и подъемного механизма;
включают вводный рубильник; производят пробный пуск лифта в обоих
направлениях при помощи аппаратов цепи управления в машинном помещении;
проверяют точность остановок кабины на этажах при ее движении в обоих
направлениях. Если точность остановки кабин на этажах не соответствует
ПУБЭЛ Госгортехнадзора СССР, отключают вводный рубильник и производят
дополнительную регулировку. Фиксируют контргайками сжатие пружин
тормозного устройства после окончательной регулировки и проверки
точности остановок кабины на этажах.