Технический осмотр редуктора и канатоведущего
шкива лифта - часть 1
1. Проверяют отсутствие люфта в шпоночном креплении ступицы на
тихоходном валу и в болтовом креплении венца червячного колеса к ступице
(редукторы РГС-150-59, РГ-150-59). Снимают нагрузку с червячного вала
редуктора, устанавливают противовес на буфер и перемещают ее далее до
уравновешивания кабинной и противовесной ветвей канатов.
Освещая внутреннюю полость редуктора, наблюдают за относительным
положением ступицы и внутреннего кольца подшипника тихоходного вала,
поворачивают червячный вал в одну и другую стороны; при этом не должно
быть относительного смещения внутреннего кольца подшипника тихоходного
вала и ступицы.
Наблюдая за положением венца червячного колеса относительно ступицы,
повторяют поворот червячного вала в одну и другую стороны; при этом не
должно произойти смещения венца червячного колеса и ступицы.
Редуктор отправляют для ремонта на завод, если при проверке будет
обнаружено смещение венца червячного колеса относительно ступицы или
ступицы относительно внутреннего кольца подшипника тихоходного вала.
2. Проверяют боковой зазор в червячной паре редуктора (люфты в болтовом
креплении венца к ступице и в шпоночном креплении ступицы на тихоходном
валу отсутствуют).
Устанавливают противовес на буфер и уравновешивают натяжение канатов.
Растормаживают подъемный механизм, поворачивают червячный вал в одном
направлении до упора (до начала вращения венца) и наносят риски на
тормозных полумуфте и колодке.
Поворачивают червячный вал в другом направлении до упора (до начала
вращения венца) и измеряют расстояние между риской на тормозной
полумуфте и на тормозной колодке (измерение необходимо производить по
поверхности тормозной полу-муфты). Это расстояние при диаметре тормозной
полумуфты
300 мм должно быть не более 94 мм, а при диаметре тормозной полумуфты
200 мм — не более 63 мм.
Отправляют редуктор для ремонта на завод, если расстояние между рисками
соответственно более 94 или 63 мм (расход в червячной паре более 0,8
мм).
Легкий поворот полумуфт возможен не только из-за бокового зазора, но и
из-за наличия осевого люфта; ввиду того, что предельная величина
бокового зазора значительно больше предельной величины осевого люфта
червяка, можно с определенной степенью точности вычислить по углу
поворота боковой зазор в зацеплении.
3. Проверяют осевое смещение червячного вала,
снимают крышку верхнего люка редуктора; очищают до дна от смазки 2—3
зуба червячного колеса; проверяют состояние рабочих поверхностей зубьев;
положение пятна контакта не должно быть смещено из обкатных зон в зоны
подрезов; если обнаружено значительное смещение контактов из обкатных
зон в зоны подрезов, отправляют редуктор для ремонта на завод.
На рис. 29, а показан зуб нового колеса, на рис. 29, б — зуб в работе.
У нового зуба обкатные зоны почти симметричны относительно средней
плоскости венца. У зуба колеса, находящегося в работе, обкатная зона
-несимметрична относительно средней плоскости венца (примерно 2/3
обкатной зоны со стороны входа червяка и 1/3 — со стороны выхода).
Обкатные зоны на одном и другом зубе блестят, а подрезные (из за наличия
окисных пленок) — не блестят.
Если червячная пара эксплуатируется длительно, возможно появление блеска
и на зонах подрезов.
Пятно контакта возможно по всей ширине зуба венца. Четкая граница
перехода обкатной зоны в подрез свидетельствует о правильной работе
зацепления.
При появлении повышенного осевого расхода пятно контакта изменяется, при
этом обкатная зона окислена, так как витки червяка не контактируют с
обкатными зонами; пятно смещается в зоны подреза (см. рис. 29) и может
располагаться на этих зонах. Витки червяка контактируют с зубьями венца
только входной и выходной частью, поэтому вследствие увеличения
контактных нагрузок червячная пара начинает быстро изнашиваться, что
недопустимо.
4. Проверяют состояние ручьев канатоведущего шкива. Очищают дно ручья от
грязи; шаблоном или стальной проволокой диаметром 2 мм проверяют зазоры
между канатами и дном соответствующих ручьев; они должны быть более 2 мм
для клиновидных с подрезом и не более 4 мм для клиновидных ручьев;
заменяют канатоведущий шкив, если зазоры между канатами и дном
соответствующих им ручьев достигли соответственно 2 или 4 мм; проверяют
осадку канатов в ручьях канатоведущего шкива; она не должна превышать
0,5 мм. Если невозможно определить величину осадки канатов, проверяют
состояние балансирной подвески при движении кабины: встают на крышу
кабины на верхнем крайнем рабочем этаже; закрывают за собой дверь шахты
и замечают положение балансирной подвески; перемещая кабину по шахте,
проверяют состояние балансов. Заменяют канатоведущий шкив, если при
движении кабины наблюдается передергивание канатов в ручьях
канатоведущего шкива.
На лифтах с другими балансирными подвесками расстояния между плечами
балансиров и подвижными элементами, которые должны воздействовать на
блок-контакты, отключающие электросхему управления лифтом, должны быть
не менее 5 мм при движении кабины по всей шахте.
5. Проверяют редуктор, канатоведущий шкив и тормозную полумуфту на
отсутствие сколов и трещин.
Тщательно осматривают редуктор, канатоведущий шкив и тормозную полумуфту
и убеждаются в отсутствии сколов; легкими ударами молота по корпусу
редуктора, канатоведущему шкиву проверяют, нет ли трещин (дребезжание
отсутствует); заменяют редуктор, канатоведущий шкив, тормозную
полумуфту, если обнаружены трещины и сколы.