Главная Учебники - Культура Авангардные музыканты
|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
Барток, Бела
Бе́ла Ба́рток (полное имя — Бе́ла Ви́ктор Я́нош Ба́рток, венг. Bartók Béla Viktor János [ˈbɒrtoːk ˈbeːlɒ]; 25 марта 1881, Надьсентмиклош, Банат, Австро-Венгрия — 26 сентября 1945, Нью-Йорк, США) — венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Очерк биографии
Родился в банатском селе Надьсентмиклош, в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и учительницы. Барток в детстве рос в атмосфере, насыщенной музыкой, слушал концерты оркестра отца и исполнения матери-пианистки. Уже в четыре года Барток знал множество народных песен и наигрывал их мелодии одним пальцем; а в пять лет получил первый урок игры на фортепиано от матери, а уже через месяц они вместе играли в четыре руки пьесу, приготовленную ими ко дню рождения отца. Детство Бартока было омрачено болезнями, а затем и смертью отца в 1888 году. После смерти отца семья переселяется в Севлюш (ныне город Виноградов на Украине). Там мать, Паула Барток, получает место учителя в начальной школе. 1 марта 1892 года в городе Виноградов на Закарпатье состоялось первое публичное выступление Белы Бартока. Он сыграл на благотворительном концерте первую часть из сонаты № 21 Бетховена, и фортепианную пьесу Течение Дуная, написанную самим Бартоком. Успех концерта имел важное последствие: директор местной школы предоставил матери Бартока годовой отпуск для поездки в Братиславу, где юный Барток получил возможность брать уроки фортепиано и гармонии у Ласло Эркеля, сына Ференца Эркеля. Но уже осенью 1893 года уроки прекратились: мать получила назначение в школу города Банска-Быстрица. В январе 1899 года Бартока прослушал в Будапеште профессор Иштван Томан, ученик Листа, в результате чего осенью Барток поступает без экзаменов в столичную музыкальную академию. В академии его преподавателями были Ганс Кёслер (композиция) и Иштван Томан (фортепиано). В академии Барток сразу обратил на себя внимание как одарённый молодой музыкант. Особенно он преуспел в фортепианной игре. С 1907 года профессор Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием (особенно часто и с особым блеском исполнял произведения Листа) и изучением крестьянского фольклора (в частности, венгерского, румынского, словацкого, турецкого), вместе с Золтаном Кодаем собрал большое количество песен. В период Венгерской советской республики 1919 года участвовал в директории музыкантов. В 1936 записывал народные мелодии в Анатолии, где ему помогал Ахмед Аднан Сайгун. В 1940 эмигрировал в Нью-Йорк, получил американское гражданство в 1945, незадолго до смерти (скончался от лейкоза). Недописанные Бартоком 3-й фортепианный концерт и Концерт для альта с оркестром завершил Тибор Шерли. Очерк творчестваПритом что Барток не примкнул ни к одному из модных авангардистских течений своего времени (например, к додекафонии и микрохроматике), он признаётся одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века. Ему принадлежат 6 струнных квартетов, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода (1918), балеты Чудесный мандарин (венг. A csodálatos mandarin) (1919, был запрещён цензурой за «непристойность»), Деревянный принц (венг. A fából faragott királyfi) (1914—1917), Концерт для оркестра (1942—1945), Музыка для струнных, ударных и челесты, два концерта для скрипки с оркестром, симфоническая поэма Кошут, сюита На вольном воздухе. Масштабный сборник «Микрокосмос» (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей, 1926—1939 гг.) представляет собой школу игры на фортепиано, написанную современным музыкальным языком. Соответственно дидактическому замыслу «Микрокосмоса» пьесы в нём расположены в порядке нарастания технической сложности. В ряде сочинений Барток опирается на фольклорный материал (оригинальный или авторский стилизованный), причём не только венгерский, но также румынcкий, болгарский, югославский. «Балканские» танцы (особенно 6 румынских народных танцев, BB 68, Sz 56) относятся к числу сочинений Бартока, наиболее востребованных широкой аудиторией. Идентификация сочиненийВ связи с тем что опусная нумерация у Бартока непоследовательна и запутана, музыкальные сочинения Бартока принято идентифицировать по тематическому каталогу Андраша Сёллёши (аббревиатура Sz) либо по (более современному) каталогу Ласло Шомфая (аббревиатура BB). ПризнаниеПремия Лайоша Кошута (1948, посмертно), Международная премия Мира (1955, посмертно). В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии. В Париже рядом с площадью Браззавиль в 1981 году разбит Сквер Белы Бартока (фр. Square Béla-Bartók), в нём установлен памятник композитору работы венгерского скульптора Имре Варги, подаренный столице Франции от имени Будапешта в 1982 году. Музыкальные сочинения
Музыковедение. Фольклористика. РедактированиеНа английском языке музыковедческие труды Бартока и сборники народной музыки в его редакции печатались в серии «New York Bartók Archive studies in musicology» (13 выпусков, 1967–81 гг.).
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
|
|
|