Главная     Учебники - Культура      Авангардизм 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

close

Двадцать московских художников

Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Двадцать московских художников — группа московских художников-нонконформистов. Лидер группы — Нагапетян Корюн Григорьевич. Группа просуществовала с 1978 по 1988 г.

  

История

Точкой отсчёта в движении московских художников-нонконформистов считается 15 сентября 1974 года — день открытия «Бульдозерной выставки» в Беляеве.

Инициаторами показа выступили: коллекционер А. Глезер и 13 художников (О. Рабин — основной лидер нонконформизма, В. Воробьев, Ю. Жарких, В. Комар, А. Меламид, Л. Мастеркова, В. Немухин, Е. Рухин, Рабин А. (сын Рабина О.), В. Ситников, И. Холин, Б. Штейнберг, Н. Эльская).

По данным разных участников выставки, на месте к ним присоединилась ещё одна группа живописцев, которые пришли поддержать своих товарищей. Кто-то из них пришел не с пустыми руками: Л. Бажанов, С. Бордачев, Э.Зеленин, Р. Заневская, К. Нагапетян, В. Пирогова, А. Тяпушкин, О. Трипольский, М. Федоров-Рошаль, Т. Левицкая, М. Одноралов, А. Жданов, В. Тупицын и некоторые другие, чьи имена и численность установить не представляется возможным, так как многие художники заявляют о своем участии в этой выставке.

  • 29 сентября 1974 года с 12 до 16 часов в лесопарке «Измайлово» состоялась уже разрешённая властями выставка художников-авангардистов «Второй осенний показ живописи и графики». Организаторы: А. Глезер, О. Рабин, Ю. Жарких.
  • Вслед за ней в октябре 1974 года открылась выставка в ЦДРИ. Участвовали О. Рабин, Л. Мастеркова, В. Немухин, Д. Плавинский и др.

В прессе появились негативные публикации, носившие откровенно угрожающий характер. В рядах художников-нонконформистов воцарились упаднические настроения.

Тогда художники вспомнили старый и простой способ заявить о себе как об истинном добровольном союзе художников с правом демонстрации и продажи своих произведений по желанию авторов, а не властей, в противовес официальному Союзу художников СССР с его обязательным «членством» и государственными художественными салонами.

В 1975 году на квартирах художников устраивался предварительный просмотр их работ к «Всесоюзной выставке независимых художников». Двери квартир не закрывались допоздна, и любой желающий мог посмотреть квартирную выставку. На выходе висели объявления: «Продолжение экспозиции находится по адресу…» и указывался адрес другого художника.

Зрители отправлялись осматривать выставку произведений следующего художника и, таким образом, за день успевали познакомиться с работами целой группы авторов. Не все желающие приобщиться к миру искусств выдерживали такой темп, но на следующий день всё повторялось вновь. Этот этап становления Советского современного изобразительного искусства позже получил название периода «квартирных выставок».

С 19 по 26 февраля 1975 года на ВДНХ в павильоне «Пчеловодство» прошла официально разрешённая «мини» выставка из работ 20 художников-авангардистов, которая, впрочем, не вызвала особого ажиотажа, так же как и выставка в ЦДРИИ. Инициаторами вернисажа выступили В. Немухин и Д. Плавинский.

На выставке в павильоне «Пчеловодство» участвовали маститые, уже получившие определённую известность мастера авангарда: П. Беленок, Н. Вечтомов, Э. Дробицкий, А. Зверев, В. Калинин, О. Кандауров, Д. Краснопевцев, В. Крапевницкая, Л. Мастеркова, В. Немухин, Д. Плавинский, О. Рабин, И. Снегур, А. Тяпушкин, А. Харитонов, О. Целков, Б. Штенберг, А. Юликов, В. Яковлев, В. Янкилевский.

В основном, именно из этих работ, а также из работ экспонировавшихся на квартирных выставках, был отобран костяк коллекции, которой предстояло в том же году, но на этот раз в Доме культуры ВДНХ, наделать много шума в современном мире искусств.

В средствах массовой информации о дате открытия выставки не сообщалось ни слова, но молва об этом событии мгновенно разнеслась по всей Москве, так как западные радиостанции, вещавшие на СССР, сообщили об этом накануне.

Выставка проходила с 20 по 30 сентября 1975 года. К 20 сентября в ДК ВДНХ 145 художников завезли 650 работ, из которых 522 были показаны. В день открытия вернисажа километровая очередь выстроилась от главного входа ВДНХ до самого места проведения выставки — Дома культуры. До этих событий большинство художников-авангардистов были безработными, или перебивались случайными заработками. Для того, чтобы узаконить свой статус и исключить преследования правоохранительными органами по закону о тунеядстве, 7 июня 1976 году авангардисты объединились в секцию живописи при Московском объединенном комитете профсоюза художников — графиков, который располагался на ул. Малая Грузинская дом 28.

Решение о создании секции живописи на базе Объединенного Комитета ещё в конце 1975 года принимал первый секретарь МГК КПСС Гришин В. В..

Председателем ОК был некто В. Ащеулов, то ли комсомольский работник, то ли гебэшник. Его правой рукой являлся Э. Дробицкий. Структура напоминала МОСХ со своими секциями: живописи, графики, плаката, фото. Туда и была принята основная масса участников двух выставок на ВДНХ.

Таким образом, власти решили проблему организованного надзора за инакомыслящими живописцами. (В 1990 году В. Ащеулов был отстранён от руководства и вскоре скончался. Его место занял Э. Дробицкий. Организация была преобразована в Профессионально-творческий союз художников России (ПТСХР) и ПТСХР переехал по адресу: Гоголевский бульвар дом 10 в особняк бывшего Союза художников СССР).

Осенью 1976 г. в новооткрытом помещении Горкома графиков на М. Грузинской 28 была проведена выставка семи корифеев движения (О. Кандауров, Д. Плавинский, В. Немухин, О. Рабин, Н. Вечтомов, А. Харитонов, В. Калинин). Впоследствии ПТСХР был реорганизован в Творческий союз художников России (ТСХР). Бессменным правопреемником и руководителем всех этих общественных организаций являлся всё то же господин Эдуард Дробицкий.

Художникам была выделена часть подвала в доме на Малой Грузинской 28, которая служила им и офисом и выставочным залом. Живописцы начали готовиться к своей первой серьёзной выставке — смотру новой Секции живописи. Она с успехом прошла с декабря 1977 по февраль 1978 года.

Однако во время проведения этой выставки стало понятно, что ввиду ограниченности выставочной площади, один художник не может показать более 1 — 2-х своих работ.

Внутри секции постепенно зрело недовольство, возникали конфликты, и в связи с этим художники начали группироваться в небольшие коллективы.

Особенно выделялись творческие группы «20 московских художников», «Мир Живописи», группа «21 московский художник», «Мост», «18 московских художников».

Среди них наибольшую известность и популярность приобрела группа «20 МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ». 3 марта 1978 года «Двадцатка» провела первую собственную выставку. В первый состав «Двадцатки» вошли: С. Блезе, В. Глухов, Д. Гордеев, Т. Глытнева, В. Линицкий, А. Лепин, К. Нагапетян, В. Провоторов, Владимир Петров-Гладкий (ст.), Вячеслав Петров-Гладкий (мл.), Н. Румянцев, И. Снегур, М. Стерлигова, В. Савельев, Н. Смирнов, С. Симаков, В. Скобелев, В. Сазонов, А. Туманов, С. Шаров.

23 марта 1979 года состоялась вторая выставка «20 московских художников», и уже через год её слава гремела по всему СССР и за его рубежами. Всего состоялось 10 выставок «20-ти московских художников», вплоть до 1988 года.

Несомненно, общепризнанным лидером «Двадцатки» был Нагапетян Корюн Григорьевич. Кстати, фамилия Нагапетян в переводе с армянского означает «основатель, старейшина рода, родоначальник». Он успешно осуществлял связь и вёл переговоры с администрацией ОК, властями и сотрудниками органов правопорядка.

Это была победа, триумф, международное признание. Позже англоязычная газета «Интернэшнл геральд трибюн» от апреля 1986 г. напишет: «Десятки тысяч москвичей приходят посмотреть произведения художников, представителей андерграунда в Москве на Малой Грузинской 28».

Десять лет спустя 24 апреля 1996 г. газета Мегаполис-экспресс опубликует маленькую заметку, посвящённую двадцатилетию галереи на Малой Грузинской 28, которая по своей сути и была официальным родоначальником «Авангарда второй волны». Автор заметки характеризует выставочный зал — штаб-квартиру «Двадцатки», как «вошедший в историю российского искусства, первый и единственный существовавший задолго до „перестройки“ оазис творческой свободы и символ Сопротивления авторов — нонконформистов гебистско-коммунистической Системе…. Из отцов-основателей легендарного содружества навестить родные стены по случаю юбилея пришли Эдуард Дробицкий, Корюн Нагапетян, Лариса Пятницкая, Джино Синигалья, Борис Бич, Зоя Чернакова и Юрий Попов».

Последняя выставка «Малая Грузинская 28», в которой участвовала «Двадцатка», состоялась в 1991 г., непосредственно перед распадом СССР, в Выставочном зале «Манеж» и Конгрессе США. Эта акция явилась заключительным аккордом в московском движении художников-нонконформистов.

Состав

В состав «Двадцатки» за весь период её существования входили следующие художники: С. Блезе, П. Беленок, В. Глухов, Т. Глытнева, М. Гельман, Д. Гордеев, Е. Измайлов, В. Кротов, К. Кузнецов, В. Калинин, К. Прозоровский-Ременников, В. Казьмин, А. Куркин, А. Лепин, В. Линицкий (соавтор В. Линицкая), Ю. Миронов, К. Нагапетян, В. Петров-Гладкий (старший),В. Петров-Гладкий (младший), В. Провоторов, Е. Поливанов, Н. Румянцев, В. Савельев, В. Сазонов, С. Симаков,В. Скобелев, Н. Смирнов, И. Снегур, М. Стерлигова, А. Туманов, А. Харитонов, К. Худяков, В. Чернов, С. Шаров, С. Файбисович, А. Фролов.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..