Главная     Учебники - Культура      Авангардизм 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

Григорьев, Борис Дмитриевич

Борис Дмитриевич Григорьев
Boris Grigoriev - self-portrait.jpg
Дата рождения:

11 июля (23 июля) 1886( )

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

7 февраля 1939( ) (52 года)

Место смерти:

Франция

Commons-logo.svg Работы

Бори́с Дми́триевич Григо́рьев (11 (23) июля 1886, Москва — 7 февраля 1939, Франция) — русский художник.

  

Биография

Борис Григорьев родился в Москве, мать его Клара фон Линденберг была шведкой. Борис был внебрачным ребёнком Дмитрия Григорьева, царскосельского мещанина, по образованию — бухгалтера, служившего управляющим Рыбинским отделением Волжско-Камского коммерческого банка. В возрасте четырёх лет был официально усыновлён и стал воспитываться в семье отца; позднее в воспоминаниях напишет, что его детство в Рыбинске из-за его полурусского-полушведского происхождения и из-за незаконнорожденности не было счастливым.

Б.Григорьев. Улица блондинок, 1917 год

В 1903—1907 годах — учился в Центральном Строгановском художественно-промышленном училище (класс Д. А. Щербиновского, а также у А. Е. Архипова), затем в качестве вольнослушателя посещал петербургскую Академию художеств (до 1913 года), где занимался у А. А. Киселёва и Д. Н. Кардовского.

С 1907 года жил в Петербурге, в 1909-м посетил родственников матери в Швеции, в 1913-м впервые посетил Париж, где прожил четыре месяца и создал цикл работ на темы парижской жизни.

1909 — в составе «Студии импрессионистов» — объединения молодых художников, творчески близких к футуристам, возглавляемого Н. И. Кульбиным.

1913 — член Мира искусства (до 1918).

1918 — член 1-го профессионального союза художников в Петрограде, преподавал в Строгановском училище.

1919 — художник с семьёй в лодке тайно пересёк Финский залив. Сначала поселился в Берлине, а в 1921 году переехал в Париж. Бывал в США, в 1928—1929 и 1936 годах путешествовал по Латинской Америке.

1926 — художник был популярен, его работы охотно приобретали и галереи, и частные коллекционеры. Из письма Григорьева поэту В. В. Каменскому: «Сейчас я первый мастер на свете. <…> Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости».

1927 — семья поселилась в Кань-сюр-Мер, местечке близ Ниццы, на вилле, которую художник назвал «Борисэлла» (его супругу звали Элла).

1929—1930 — создал монументальное полотно «Лики мира», посвятив его Лиге Наций (приобретено городом Прага в 1932 году).

Умер Григорьев в Кань-сюр-Мер на Ривьере 7 февраля 1939 года.

Б. Григорьев. Портрет В. Мейерхольда, 1916 год

Творчество

Графика и иллюстрации

С 1911 года тесно сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Прекрасный рисовальщик; характерная черта его стиля — линия как превалирующее начало формы, наиболее ясно проявилась в большом графическом цикле «Intimite» («Интимность», 1916—1918)[Прим. 1]. В альбоме отражена атмосфера Парижа в представлении художника — мир богемы и цирков, кафешантанов и продажной любви.

Уже будучи за рубежом, продолжал иллюстрировать произведения знаменитых писателей (серия рисунков к «Детству» М.Горького, 1931; цикл к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского, 1932—1933; в начале XXI рисунки находились в собственности наследников художника).

Портреты

Безусловно интересны и портреты работы Григорьева, мастера натурного рисунка. Творя в атмосфере авангарда, тем не менее он никогда не бросался в крайние формы, чаще всего изображая не человека самого по себе, а скорее, показывая роль, которую играет этот человек. Гротеск, используемый Григорьевым, скорее лукав, чем зол и сатиричен (например, портрет В. Э. Мейерхольда). Сам художник лучшей своей работой в этом жанре называл портрет М. Горького (1926), где писатель отображён в роли кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне».

«Расея»

Широко известен его цикл «Расея» (альбом, изданный в 1918, включает в себя живопись и графику, а также тексты П. Е. Щеголева, Н. Э. Радлова и самого художника). В этом альбоме портреты и пейзажи русской деревни сложились в многоголосую песнь, полную не тоски, но горькой меланхолии.

За рубежом Григорьев снова вернулся к этой теме, переиздав «Расею» на русском и немецком (1921, 1922) и дополнив её новым альбомом «Лики России» (на французском и английском; 1923, 1924), в состав которого вошли и портреты актёров МХАТа.

В 2005 г. «Расея» была переиздана в серии «Возвращение книги».

Выставки

Принимал активное участие во многих выставках в 1909—1919 году, представитель «левых» течений в авангарде.

Галерея

  • В. Э. Мейерхольд (1916, Русский музей)
  • М. В. Добужинский (1917),
  • «Деревня», цикл «Расея»
  • «Земля народная», цикл «Расея»
  • «Олонецкий дед», цикл «Расея»
  • «Старуха с коровой», цикл «Расея»
  • «Девочка с бидоном» цикл «Расея»
  • Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22),
  • «Женщина в цилиндре» (1919, холст, масло, 71,0х62,5 см. Продана 1 декабря 2004 года на торгах Сотбис за 588 тыс. фунтов ст. при эстимейте 175—200 тыс.).
  • Л. Шестов (1921),
  • Е. К. Брешко-Брешковская (1921),
  • С. А. Есенин (1921),
  • А. Ф. Керенский (1924),
  • М.Горький (1926, Музей А. М. Горького, Москва)
  • С. В. Рахманинов (1930) и др.

Переиздания

Книги Бориса Григорьева переиздаются в издательстве «Круг коллекционеров». В серии «Возвращение книги» переизданы «Расея», «Intimité», Иллюстрации для сборника стихов Саши Чёрного «Детский остров». Это факсимильные копии первых изданий и их репринты.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..