1.5.6. Устойчивость козловых кранов и мостовых перегружателей

  Главная     Краны     Козловые краны и мостовые перегружатели. Краны кабельного типа. Книга 4

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

 

1.5.6. Устойчивость козловых кранов и мостовых перегружателей

 

 

В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов [1.13] козловые краны и мостовые перегружатели подлежат проверке на устойчивость, т. е. способность крана противодействовать опрокидывающим нагрузкам, сохраняя устойчивое положения как в рабочем, так и нерабочем состояниях.
 

 

 

 

При расчете грузовой устойчивости в рабочем состоянии крана в качестве опрокидывающих факторов рассматриваются: сила веса груза, инерционные нагрузки при разгоне и торможении, сила ветра рабочего состояния, действующая на кран и груз. При расчете собственной устойчивости в нерабочем состоянии крана в качестве опрокидывающего фактора учитывается сила ветра нерабочего состояния, действующая на кран.

Моменты от действующих сил рассматриваются относительно ребра опрокидывания (оси шарниров опоры крана).

Наименьшая устойчивость наблюдается в плоскости, параллельной крановому пути, т. е. при опрокидывающем моменте, действующем поперек кранового пути, однако следует проверять устойчивость также и в плоскости, нормальной к крановому пути, т. е. при опрокидывающем моменте, действующем вдоль кранового пути.

 

При этом берут во внимание следующие расчетные случаи:

1) грузовая устойчивость при опрокидывающем моменте и ветре рабочего состояния поперек кранового пути;

2) грузовая устойчивость при опрокидывающем моменте и ветре рабочего состояния вдоль кранового пути;

3) собственная устойчивость при опрокидывающем моменте от ветра нерабочего состояния поперек кранового пути;

4) собственная устойчивость при опрокидывающем моменте от ветра нерабочего состояния вдоль кранового пути.

Рассмотрим 1рузовую устойчивость крана при опрокидывающем моменте, действующем поперек кранового пути.

Для данного расчетного случая (рис. 1.51) и принятого направления ветра плечи действующих сил определяются относительно точки контакта колёс наиболее нагруженной опоры по оси головки рельса.
 


 

 

Рис. 1.51. Схема сил, действующих на кран, при определении грузовой устойчивости



поперёк кранового пути
На кран действуют нагрузки: сила веса крана GK и груза Gгр, сила веса тележки GT, давление ветра рабочего состояния на кран PBKp и на груз Рагр, сила инерции от торможения тележки Рит или удара тележки о торцевые упоры.

Из суммы моментов относительно ребра опрокидывания определяем опрокидывающий момент в рабочем состоянии крана (грузовая устойчивость).
 

 

 

 

 

Грузовую устойчивость при опрокидывающем моменте и ветре рабочего состояния вдоль кранового пути (рис. 1.52) рассчитываем аналогично. Особенностью является то, что горизонтальная сила инерции, определяемая от разгона, торможения крана или наезда его на торцевые упоры, приложена к центру тяжести крана.
 

 

 

Рис. 1.52. Схема сил, действующих на кран, при определении устойчивости крана вдоль кранового пути
 

 

 

В качестве ребра опрокидывания рассматривается точка пересечения линии головки рельса с осью шарнира главного балансира.

Собственная устойчивость кранов или перегружателей рассчитывается для нерабочего состояния, когда действуют только гравитационные силы, и максимальное значение ветра нерабочего состояния для данной географической зоны берется согласно ГОСТ 1451-77.
 

 

 

 

 

Библиографический список к главе 1

1.1. Справочник по кранам: В 2 т. Т. 2 / М. П. Александров, М. М. Гох-берг, А. А. Ковин и др.; Под общ. ред. М. М. Гохберга. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-е, 1988. 559 с.

1.2. Абрамович, И. И. Козловые краны общего назначения / И. И. Абрамович, Т. А. Котельников. М.: Машиностроение, 1983. 232 с.

1.3. Прищепенко, Д. Т. Снижение металлоемкости мостовых кранов большой грузоподъемности / Д. 'Г. Прищепенко, В. И. Коляда, Т. М. Тарасов // Энергетическое строительство. 1997. № 7. С. 65-67.

1.4. Лифшиц, И. С. Козловой кран К2х100 на Балаковской атомной электростанции / И. С. Лифшиц // Энергетическое строительство. 1986. № 2. С. 56-57.

1.5. Белопольский, А. И. Специальный кран К-400 для сооружения реакторных отделений серийных АЭС / А.И. Белопольский, А. Б. Кагаловский, И. С. Танклевич // Энергетическое строительство. 1989. № 6. С. 29-30.

1.6. Кобзев, А. П. Оптимальное проектирование тяжелых козловых кранов / А. П. Кобзев. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 160 с.

1.7. Кох, П. И, Козловые краны для гидроэлектростанций / П. И. Кох, П. М. Нещеретный, В. А. Чекулаев. М.: Машиностроение, 1972. 168 с,

1.8. Прошин, А. С. Монтажные краны электростанций / А. С. Прошин. М.: Машиностроение, 1973. 270 с.

1.9. Беглов, Б. В. Мостовые перегружатели / Б. В. Беглов, П. И. Кох, В. И. Онищенко. М.: Машиностроение, 1974. 222 с.

1.10. Вайнсон, А. А. Крановые грузозахватные устройства: Справочник /

А. А. Вайнсон, А. Ф. Андреев. М.: Машиностроение, 1982. 304 с.

1.11. Курсовое проектирование грузоподъемных машин: Учеб. пособие для студентов машиностроительных специальностей вузов / С. А. Казак,