1.3.2. Механизмы передвижения тележек

  Главная     Краны     Козловые краны и мостовые перегружатели. Краны кабельного типа. Книга 4

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 
1.3.2. Механизмы передвижения тележек

Конструкция механизмов передвижения крановых тележек зависит прежде всего от назначения крана. Тележки двухбалочных перегрузочных кранов оснащают преимущественно механизмами с центральным приводом, учитывая незначительное расстояние между балками. Считается [1.1], что центральный привод эффективен при расстоянии между рельсами до 16 м. Этому требованию отвечают практически все двухбалочные краны. Типы центрального привода и конструкции аналогичны механизмам передвижения мостовых кранов.

Для перегрузочных кранов больших пролетов может применяться механизм передвижения с гибкой тягой. При этом привод передвижения устанавливают обычно на жесткой опоре. Механизм передвижения с канатной тягой позволяет значительно снизить массу и габаритные размеры тележки. В связи с отсутствием ограничений по сцеплению колёс с рельсами при такой схеме возможно движение тележки с большими ускорениями и по наклонному пути [1.7]. Конструкция механизмов передвижения с канатной тягой (рис. 1.29) аналогична конструкции механизмов передвижения с канатной тягой башенных кранов.
 

 

 

 

Рис. 1.29. Схема механизма передвижения 1рузовой тележки с канатной тягой

 


На барабан механизма передвижения 1 навивают две ветви тягового каната 2 так, чтобы одна ветвь наматывалась, а другая сматывалась. Это позволяет обеспечить возвратно-поступательное движение тележки 3 при изменении направления вращения привода. На одном конце пролета устанавливают приводной механизм, а на другом - натяжной блок 4, который делают подпружиненным, чтобы компенсировать некоторую небольшую слабину каната при его вытяжке. Значительная слабина каната устраняется с помощью винтового натяжного устройства. На тележке устанавливают направляющие блоки 5 грузового каната 6.
 

 

 

Недостатком схемы механизма передвижения с канатной тягой является вытяжка каната под нагрузкой, что затрудняет точное наведение груза при установке. Поэтому для строительно-монтажных кранов, требующих точной установки при монтаже, т акой привод практически не применяется.

На однобалочных кранах с консольными тележками различных типов применяется раздельный привод передвижения, колеса которого опираются на рельс, расположенный над стенкой (рис. 1.30). Главной особенностью консольных тележек является расположение крюковой подвески сбоку от пролетной балки, которая в результате подвергается не только изгибу, но и кручению. При этом кроме опорных ходовых колес 1 консольные тележки оборудуют устройствами от опрокидывания в виде роликов 2 и 3, опирающихся на нижние или верхние пояса главной балки и воспринимающих опрокидывающие нагрузки.
 

 

 

 

 

Рис. 1.30. Схемы консольных грузовых тележек
В кранах К-100 и К-100У грузоподъемностью 100 т Запорожского энергомеханического завода применены однобалочные мосты с установкой опорного рельса над стенкой, а поддерживающего рельса сбоку другой стенки (рис. 1.30, г).

Возможна конструкция однобалочного моста с установкой поддерживающего рельса, установленного на нижнем поясе (рис. 1.30, б).

 

В мостах крана К2х100 грузоподъемностью 2x190 т Запорожского энергомеханического завода на одной стенке установлен рельс опорный, а на другой - поддерживающий тележку от опрокидывания в виде двутавра (рис. 1.30, г). По полке двутавра снизу перемещаются конические колеса, удерживающие тележку от опрокидывания.

Чтобы уменьшить габариты консольных тележек, сечения мостов часто делают в виде трапеции с меньшим размером ее основания, чтобы канат не касался металлоконструкции при раскачивании груза (рис. 1.30, д, е). Конструкция консольных тележек отличается устройствами, ограничивающими тележки от опрокидывания. В зависимости от положения колёс, удерживающих тележку от опрокидывания, изменяется нагрузка на приводные (опорные) колёса и напряженное состояние самой балки.

Сравнительный анализ различных конструкций, выполненный М. Косом [1.12], по нагрузкам на опорные колеса, массе тележек и удобству обслуживания и ремонта выявил преимущество схемы д (см. рис. 1.30) по нагрузкам на колёса тележки и минимальной величине крутящего момента. При этом для схем а, 6, в сила веса тележки прикладывается на половине расстояния а вылета грузового полиспаста, а для схем г, д - на ходовое колесо, что способствует снижению крутящего момента.

Результаты анализа приведены в табл. 1.6 [1.11].
 

Относительные нагрузки на ходовые колеса тележек

Таблица 1.6

 

 

 

* Нагрузка схемы д принята за 100 %.

 


Конструкции раздельного привода передвижения тележек аналогичны раздельному приводу передвижения кранов и будут рассмотрены ниже.

Механизмы передвижения грузовых тележек мостовых перегружателей отличаются очень высокими скоростями передвижения, а потому их оборудуют центральным приводом со всеми приводными колёсами. Кроме того, для снижения динамических нагрузок при преодолении тележкой сопротивлений на стыках рельсов подвеску ходовых колёс выполняют упругой.