1.2.2. Особенности конструкции и разновидности мостовых перегружателей

  Главная     Краны     Козловые краны и мостовые перегружатели. Краны кабельного типа. Книга 4

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 


1.2.2. Особенности конструкции и разновидности мостовых перегружателей

По конструкции мостовые перегружатели сходны со строительно-монтажными козловыми кранами.

Для увеличения площади, обслуживаемой перегружателем с одной его установки, на грузовой тележке зачастую устанавливается грейферный стреловой кран. Кабина машиниста обычно передвижная, соединенная с грузовой тележкой, что обеспечивает лучший обзор рабочего места. Металлоконструкцию почти всегда выполняют с двумя консолями гораздо большей относительной длины по сравнению с козловыми кранами.

 

Пролетное строение может быть как решетчатым (рис. 1.18), так и балочным или шпренгельно-балочным.

На рис. 1.19 показана схема грейферного перегружателя шпренгельно-балочной конструкции. Пролетное строение 2 установлено на опоры, одна из которых 1 - жесткая, другая 4 - гибкая. По рельсовому пути пролетного строения перемещается грузовая тележка 3 с грейферной лебедкой и грейфером. На консоли пролетного строения установлено ремонтное помещение 5, смонтирован ремонтный мостовой кран (кран-балка) 6. На портовых перегружателях одну из консолей выполняют подъемной для свободы маневра транспортных судов с высокой палубной надстройкой.

Красноярским ЗАО «Сибтяжмаш» изготовлено для металлургических, горно-рудных и энергетических предприятий более 130 перегружателей трубчато-балочной конструкции (рис. 1.20).
 

 

 

 

 

Рис. 1.20. Общий вид трубчато-балочного грейферного перегружателя

 


Главная балка такого перегружателя выполнена из труб   1 большого диаметра, а вдоль мостового строения передвигается подвесная грузовая грейферная тележка 2. Перегружатель выполнен по четырёхрельсовой схеме механизма 3 передвижения, энергопитание обеспечивается посредством троллейного токоподвода 4. Двухконсольный мост опирается на разветвлённые трубчатые опоры 5, стойки которых соединены трубчатыми стяжками, на одной из консолей расположено ремонтное помещение 6. Для удобства обзора рабочего пространс тва кабина управления перемещается вместе с грузовой тележкой.

Конструктивное исполнение моста в пролётной части и на ремонтной консоли показано на рис. 1.21. Основой конструкции таких мостов является труба 1 наружного диаметра 2900 мм с поперечными кольцевыми диафрагмами 2. Под каждой диафрагмой с нижней стороны трубы приваривают поперечную балку 4, к консолям которой крепят ездовые балки с подтележеч-ными рельсами 5. Ремонтное оборудование в виде двух кранов-укосин грузоподъемностью по 5 т каждый и подвесной грузовой тележки грузоподъемностью 20 т располагается на ремонтной консоли трубчатой конструкции 1 (рис. 1.21, б), имеющей продольный разрез для опускания грузов и П-образ-ную надстройку, внутри которой в верхней части помещения установлена двутавровая балка 3 подвесной грузовой тележки грузоподъемностью 20 т.
 

 

Рис. 1.21. Поперечные сечения перегружателя трубчато-балочной конструкции: а - на свободной консоли и в пролёте; б - на ремонтной консоли

 


В отличие от козловых кранов шарнирные опоры в перегружателях фирм МАН, Демаг и некоторых других зачастую выполняют с универсальными шарнирами (рис. 1.22), что позволяет не только компенсировать неровности подкрановых путей и температурные изменения длины пролета моста, но и снижать напряжения в пролетной металлоконструкции при выбеге опор.

Шарнирная опора 1 со сферической опорой 3 в верхней части воспринимает давление от пролётного строения 2, за счёт чего компенсируются перекосные нагрузки. При температурных изменениях пролётного строения происходит наклон опоры, а в крайних положениях - опирание пролётного строения на скользуны 4.

 

 

Рис. 1.22. Универсальная шарнирная опора перегружателя

 


На перегружателях большой производительности кроме грейферной тележки устанавливается ленточный конвейер вдоль длины пролета. С помощью грейфера материал загружается в приемный бункер ленточного конвейера, что исключает режим высокого нагружения элементов перегружателя и особенно его металлоконструкции в результате движения грузовой тележки с большой скоростью вдоль пролета перегружателя. Этим достигается значительное снижение времени цикла работы грейферной лебедки, а потому и увеличение производительности. Груз с ленточного конвейера поступает через разгрузочную тележку на склад. Посредством передвижения разгрузочной тележки вдоль конвейера можно регулировать место разгрузки и тем самым более рационально использовать площадь склада.

В разгрузочной тележке (рис. 1.23) с помощью отклоняющих барабанов 1 и ленты 2 груз подается в разгрузочный бункер 3. Передвижение разгрузочной тележки осуществляется обычно собственной лебедкой с бесконечным канатом для возвратно-поступательного движения тележки.

Проектирование и выбор грейфера производятся в соответствии с существующими нормами [1.9] в зависимости от вида материала и требуемой производительности.

Пролетные строения перегружателей выполняют преимущественно решетчатыми (рис. 1.24). Решетки главных ферм могут иметь различные схемы расположения раскосов, стоек и подвесок.
 

 

Рис. 1.24. Схемы решеток металлоконструкций ферм

Обычно применяется треугольная система с дополнительными подвесками и стойками (рис. 1.24, а), треугольная система с дополнительным средним поясом (рис. 1.24, б), треугольная система со стойками и дополнительными шпренгелями (рис. 1.24, в) или ромбическая система решетки (рис. 1.24, г).

Установку дополнительных элементов в виде средних поясов и шпрен-гелей применяют при высоких главных фермах, когда появляется необходимость уменьшать расчетную длину, а следовательно, гибкость раскосов и стоек. Кроме того, ширенгельно-балочная конструкция позволяет снизить металлоемкость пролетных строений.

Пролетные строения балочных лерефужателей могут иметь различное конструктивное исполнение. Обычно сечение главных балок перегружателей выполняют составным из проката различного профиля (рис, 1.25). Наиболее распространено Н-образное сечение (рис. 1.25, а, г) [1.9]. Могут применяться узлы с накладными усиливающими элементами коробчатого, таврового, двутаврового сечений. Соединение таких узлов осуществляется сваркой, на монтажных заклепках или высокопрочных болтах.

Металлоконструкция трубчато-балочных перегружателей ЗАО «Сибтяжмаш» (см. рис. 1.20 и 1.21) состоит из двухконсольного моста трубчатобалочной конструкции в виде сварной трубы с подвешенными к ней ездовыми балками, двух пространственных опор треугольной формы с основными элементами из сварных труб, заканчивающихся опорными коробками, на которые устанавливают механизмы передвижения. Стойки опор соединены трубчатыми стяжками.

Наибольшей производительностью отличаются мостовые перегружатели непрерывного действия [1.11, оснащенные цепными заборными устройствами. На рис. 1.26 представлен трубчато-балочный перегружатель непрерывного действия ЗАО «Сибтяжмаш» производительностью 1800 т/ч для транспортирования угля.

Характерной его особенностью является наличие заборных цепных устройств 1, смонтированных на двух стрелах 2 подвесной грузовой тележки 3. Уголь с заборного устройства поступает на продольный конвейер 4 с лентой шириной 1600 мм и далее в приёмный бункер 5.

Наряду с мостовыми перегружателями в практике отечественного и зарубежного краностроения имеется опыт создания мостокабельных перегружателей (рис. 1.27), в которых грузовая грейферная тележка 1 устанавливается не на пролетном строении 2, а на несущем канате 3.

Передвижение тележки 1 с грейфером 5 по несущему канату 3, так же как и передвижение тележки крана кабельного типа, осуществляется посредством тягового каната 4, а для обеспечения устойчивости тележки и исключения провисания несущего и тягового канатов тележка оснащается поддержкой 6.
 

 

 

 

Рис. 1.25. Типы сечений элементов металлоконструкции перегружателей: а-Н-образное сварное; б -Н-образное клёпаное; в И-образное сварное;

г - П-образное клёпаное; д - коробчатое сварное; е - тавровое сварное; ж - тавровое клёпаное; з - двутавровое сварное; и - двутавровое клёпаное

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.27. Общий вид мостокабельного перегружателя
В отличие от перегружателей мостового типа рассмотренная конструкция имеет значи тельно меньшие нагрузки на пролетное строение, а потому и меньшую металлоемкость пролетного строения и всего перегружателя в целом.