1.1.5. Козловые краны гидроэлектростанций

  Главная     Краны     Козловые краны и мостовые перегружатели. Краны кабельного типа. Книга 4

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

1.1.5. Козловые краны гидроэлектростанций

Козловые краны ГЭС предназначены для обслуживания гидроэлектростанций, шлюзов, плотин, монтажа строительной части и оборудования ГЭС, плотин, шлюзов, а также механизации погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ при эксплуатации и обслуживании этих объектов, обслуживания машинных залов ГЭС (полукозловые), подъема затворов верхнего и нижнего бьефов ГЭС, обслуживания шлюзов, плотин и др. Эти краны изготавливают по индивидуальным заказам для каждой станции, плотины, шлюза и имеют основные параметры: грузоподъемность, пролет, высота груза, соответствующие необходимым массам и габаритам обслуживаемых объектов.

Они имеют широкий диапазон грузоподъемностей - от 25 до 630 т в зависимости от массы оборудования обслуживаемых объектов. Пролеты их строений сравнительно невелики - от 5 до 32 м. Отличительные их особенности состоят в том, что подъем грузов (затворы и другое оборудование) осуществляется, как правило, с уровней, расположенных значительно ниже головок крановых рельсов, поэтому должна быть обеспечена соответствующая канатоемкость механизмов подъема (обычно на высоту подъема до 80 м); для дистанционного захвата и подъема затворов краны обычно оснащаются автоматическими грузозахватными траверсами с дистанционным управлением механизмов захвата, с электрическими или пневматическими приводами и кабельными барабанами для наматывания кабеля или гибких шлангов подвода энергии к исполнительным механизмам.

Общий вид козлового крана грузоподъемностью 2x200 т для обслуживания гидроэлектростанций представлен на рис. 1.16.
 

 

 

Рис. 1,16. Общий вид козлового крана К2х200 для обслуживания гидроэлектростанций

Мощная пролетная металлоконструкция крана I, закрытая сверху стальным кузовом 2, опирается на две жесткие опоры 3. Кузов обеспечивает защиту тележки 4 с механизмами от прямого действия атмосферных осадков. Для обеспечения необходимой жесткости опоры соединены верхним 5 и нижним 6 ригелями. Опоры крана опираются на ходовые тележки 7 с механизмами передвижения. Для предотвращения от угона ветром нерабочего состояния кран оснащен противоугонными захватами 8, для снижения ударных нагрузок при наезде на тупиковые упоры предусмотрены буферные устройства 9.

По способу соединения пролетного строения с опорами кран относится к схеме с двумя жесткими опорами, часто применяемой на кранах такого типа со сравнительно небольшими размерами колеи и базы крана. Краны, имеющие большие расстояния между опорами, обычно оборудуют одной жесткой, другой шарнирно соединенной с помощью цилиндрического шарнира опорой, как, например, кран К2х180, показанный на рис. 1.17. Стальной кузов 1 закрывает от прямого воздействия атмосферных осадков пролетное строение 2 крана, опирающееся на жесткую 3 и шарнирную 4 опоры. По рельсовому пути пролетного строения перемещается грузовая тележка 5 с механизмом главного подъема.

Опоры крана опираются на ходовые тележки с механизмами передвижения крана 6. В верхней части моста установлен мостовой кран 7 грузоподъемностью 5 т, предназначенный для выполнения ремонтных работ. Управление краном осуществляется из кабины 8. Для предотвращения от угона ветром нерабочего состояния кран оснащен противоугонными захватами 9, для снижения ударных нагрузок при наезде на тупиковые упоры предусмотрены буферные устройства 10.
 

 

 

 

Рис. 1.17. Общий вид козлового крана К2х180+50+10 для обслуживания гидроэлектростанций
 

 

 

Помимо подъема затворов верхнего и нижнего бьефов этими кранами производится подъем затворов сороудерживающих решеток, а также выполняется весь необходимый набор вспомогательных работ по ремонту и обслуживанию оборудования самого сооружения станции.

Козловые краны гидроэлектростанций обычно изготавливают индивидуально для каждой станции, а потому они отличаются большим разнообразием конструктивных исполнений. Учитывая единичный характер производства, металлоконструкцию кранов выполняют коробчатой из листового проката. Грузоподъемность крапов, достигающая величин более 600 т [1.7], устанавливается в зависимости от массы поднимаемых гидроагрегатов.

Поскольку краны производят работы различной сложности и точности установки, их оснащают обычно многоскоростным приводом главного подъема. Для этого чаще всего применяют схемы с микроприводом (лебедки с планетарными муфтами) или приводы с тиристорными преобразователями тока, позволяющие обеспечить необходимую жесткость механической характеристики электропривода и бесступенчатую регулировку скоростей рабочих движений.

Значительная ширина поднимаемых затворов и решеток требует совместной работы двух лебедок для их подъема, что обусловило применение двухбалочных конструкций мостов (см. рис. 1.12, а) с консолями или без консолей.

Технические характеристики козловых кранов ГЭС приведены в табл. 1.4.
 

Таблица 1.4
Технические характеристики козловых кранов для монтажа и обслуживания ГЭС

 

 


 

* Указаны параметры консольного крана, установленного на опоре со стороны нижнего бьефа.

 

 


Для подъема роторов турбин и других элементов большой массы предусматривается спаренная работа двух кранов на общую траверсу, поэтому в таких случаях для синхронизации скоростей их передвижения крапы соединяют сцепным устройством. Это обусловлено также требованием безопасности, поскольку транспортировка гидроагрегатов осуществляется на большие расстояния - с места установки турбины до ремонтной площадки, расположенной в конце машинного зала гидростанции.