Козловые краны являются одним из наиболее распространенных средств
механизации погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных и строительных
работ, обслуживания тепловых и гидроэлектростанций, шлюзов, плотин, а также
в судостроении для строительства крупнотоннажных судов, стыковки секций
корпусов при их сварке, что определяет многообразие их конструктивного
построения и широкий диапазон технических параметров: грузоподъемностей - от
5 до 1600 т, высот подъема груза - от 3 до 100 м, пролетов - от 20 до 130 м,
скоростей подъема груза - от 0,1 до 32 м/мин; передвижения кранов -• до 100
м/мин, тележек - до 40 м/мин. Преимущественное применение находят козловые
краны с гибкой подвеской груза - крюковые, а также грейферные и магнитные.
Козловые краны изготавливают многие отечественные заводы: ЗАО «Сибтяжмаш»,
г. Красноярск, Бурейский крановый завод, Узловский крановый завод им. И. И.
Федунца и др., а также заводы ближнего и дальнего зарубежья: Запорожский
энергомеханический завод (Украина), краностроительный завод фирмы Крупн
Фердертехник (Krupp FordertechnikGmbli) (Германия) и др.
Мостовые перегружатели по своему конструктивному построению близки к
козловым кранам, но отличаются большими пролетами и высокими скоростями
передвижения тележек. Мостовые перегружатели широко используют для
перегрузки значительных объемов массовых грузов, в частности насыпных и
кусковых, на тепловых электростанциях (перегрузка и штабелирование углей),-
в речных и морских портах (разгрузочно-погрузочные операции с рудой, углем и
другими сыпучими и кусковыми материалами), в металлургическом производстве
(перегрузка и складирование твердых шихтовых материалов), а также
контейнеров на контейнерных терминалах, поэтому их оборудуют, как правило,
грейферными механизмами, реже роторными органами непрерывной загрузки либо
специальными контейнерными захватами - спредерами.
Основные параметры мостовых перегружателей имеют достаточно широкий
диапазон: грузоподъемностей - от 10 до 50 т, пролетов - от 30 до 115 м,
скоростей подъема - от 30 до 100 м/мин; передвижения кранов - 15—-35 м/мин,
тележек - от 50 до 360 м/мин. Важной характеристикой мостовых перегружателей
является производительность, достигающая у современных перегружателей 1000
т/ч и более. Масса мостовых перегружателей достигает 2000 т и более, поэтому
их передвижение зачастую осуществляется по нескольким рельсовым путям (до
восьми), а общее число ходовых колес достигает 96.
Мостовые перегружатели представляют собой уникальные конструктивно сложные
машины, эксплуатируемые, как правило, в очень тяжелых условиях, поэтому
проектирование и изготовление каждого перегружателя представляет собой
сложную и ответственную задачу. Первые отечественные перегружатели были
созданы на Старо-Краматорском машиностроительном заводе (СКМЗ),
Уралмашзаводе (УЗТМ), Ленинградском заводе ПТО им. С. М. Кирова и Бежицком
заводе «Красный Профинтерн», Значительный вклад в дальнейшее
совершенствование конструкций перегружателей внесли Сызранский завод
тяжелого машиностроения (Сыз.ЗТМ) и ЗАО «Сибтяжмаш», г. Красноярск. Ведущее
предприятие по проектированию и изготовлению мостовых перегружателей - ЗАО «Сибтяжмаш»,
совместно с Московским институтом ЦНИИ «ПроектСтальКонструкция» (ЦИИИ ИСК)
обеспечивающее разработку теории, проведение расчета и проектирования
металлоконструкций.
В промышленности широко используются и продолжают эксплуатироваться мостовые
перегружатели отечественного производства указанных выше заводов, а также
предприятий ближнего и дальнего зарубежья: Старо-Краматорского
машиностроительного завода и мариупольского завода «Ждановтяжмаш» (Украина),
компаний «Демаг» (Demag), «Блейхерт» (Bleichert), «МАН» (MAN) (Германия),
фирмы «Крупп Фердертехник» (Krupp For-dertechnikGmbH) (Германия), «Исикавадзима»
Харима-Дюкоге (Япония) и др.
Краны кабельного типа по сравнению с другими подъемно-транспортными
средствами имеют ряд специфических особенностей, позволяющих использовать их
в таких условиях эксплуатации, когда применение иных грузоподъемных машин
невозможно, а именно:
значительные (в сотни метров) линейные размеры площади, которая полностью
может быть перекрыта пролетом кабельного крана, что невозможно для
существующих кранов других типов, например стреловых или кранов мостового
типа;
захламленность и труднопроходимость рабочих площадей, вызванная
загроможденностьго их штабелями материала и различными сооружениями,
сложностью вертикального профиля местности, наличием в рабочем пространстве
водных площадей, что затрудняет или полностью исключает использование для
перемещения грузов наземного транспорта или конвейеров.
Краны кабельного типа представляют собой, как правило, уникальные сооружения
в виде двух башен с натянутым между ними несущим канатом, по которому с
помощью тягового каната перемещается тележка с грузозахватным органом; длина
пролета таких кранов достигает 1000 м, а иногда и более, высота сооружения
60-100 м, масса до нескольких сотен тонн, а в отдельных случаях - до тысячи
тонн. В качестве грузозахватных устройств используются грейферы,
раскрывающиеся ковши, бадьи для бетона с механической разгрузкой, траверсы с
крюками и др.
К производственным объектам, обслуживаемым кранами кабельного типа,
относятся строительные площадки гидротехнических сооружений, мостов, зданий
больших размеров, открытые склады круглого леса крупных целлюлозно-бумажных
комбинатов, склады сыпучих материалов: угля, песка и т. п., горнодобывающие
карьеры, судостроительные и некоторые другие предприятия. В промышленности
России до сих пор эксплуатируются краны кабельного типа производства завода
Ленподъемтрансмаш, г. Санкт-Петербург, а также машиностроительного
предприятия VEB Schwermaschinenbau, г. Лейпциг (Германия), изготовленные в
1960-1970-х годах.