Стальные канаты, установленные на кране, подлежат периодической
проверке:
грузовой канат проверяется при ТО-1;
канаты выдвижения (втягивания) секции стрелы проверяются при
техническом освидетельствовании.
Канаты проверяются по всей длине. Особое внимание обращается на места
заделок концов каната.
Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие
критерии:
характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов
проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов
проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
поверхностный и внутренний износ или коррозия;
разрыв пряди;
местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери
внутреннего сечения);
деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания
проволок и прядей, раздавливание прядей, заломов, перегибов и т.п.;
повреждения в результате температурного воздействия или
электрического дугового разряда.
1. Браковку канатов по числу обрывов проволок производят в
соответствии с таблицей И.1.
Таблица И.1. Число обрывов проволок, при наличии которых канаты
двойной свивки бракуются
Назначение каната
Число несущих проволок в наружных (внешних) прядях
Для выдвижения секций стрелы (для исполнений крана
КС-55727-5-11, КС-55727-5-12)
208
16P125 2160ВsZ
специальная
крестовая правая
ЕН 12385
М1
9
18
Примечание. d — диаметр каната
2. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или
коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром (диаметром
нового каната) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых
обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника
(внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п.) на 3 % от номинального
диаметра канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов
проволок и 10 % ( для канатов грузового и полиспаста выдвижения по ЕН)
от номинального диаметра канат подлежит браковке даже при отсутствии
видимых обрывов проволок.
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число
обрывов, как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с
данными таблицы И2.
Таблица И.2. Число обрывов проволок при поверхностном износе или
коррозии каната
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного
износа или коррозии, %
Число обрывов проволок на шаге свивки, % от норм, указанных
в таблице И.1
10
85
15
75
20
70
25
60
30 и более
50
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате
износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с
помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную
точность.
При меньшем, чем указано в таблице И.1, числе обрывов проволок, а также
при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может
быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его
состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал
осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в
таблице И.2.
Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери
металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего
сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок
внутренних слоев прядей канат необходимо подвергать дефектоскопии по
всей его длине. При обнаружении с помощью дефектоскопа потери сечения
металла проволок достигшей 17,5 % и более, канат бракуется.
Рисунок И.1. Уменьшение площади поперечного сечения проволок
(интенсивная внутренняя коррозия)
3. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат
к дальнейшей работе не допускается.
4. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением (рисунок
И.2).
Рисунок И.2. Волнистость каната
При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и
равенстве шагов спирали волнистости НВ и свивки каната НК канат
бракуется при dB≥1,08 dК,
где dB — диаметр спирали волнистости;
dК — номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и
неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении
одного из параметров канат подлежит браковке при dВ≥4/3•dК. Длина
рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25•dК.
5. Канаты к дальнейшей работе не допускаются при обнаружении:
корзинообразной деформации (рисунок И.3);
Рисунок И.3. Корзинообразная деформация
выдавливания сердечника (рисунок И.4);
Рисунок И.4. Выдавливание сердечника
выдавливания или расслоения прядей (рисунок И.5);
Рисунок И.5. Выдавливание проволок прядей: а — в одной пряди; б — в
нескольких прядях
местного увеличения диаметра каната (рисунок И.6);
Рисунок И.6. Местное увеличение диаметра каната
местного уменьшения диаметра каната (рисунок И.7);
Рисунок И.7. Местное уменьшение диаметра каната
раздавливания участков (рисунок И.8);
Рисунок И.8. Раздавливание каната
перекручиваний (рисунок И.9);
Рисунок И.9. Перекручивание каната
заломов (рисунок И.10);
Рисунок И.10. Залом каната
перегибов (рисунок И.11);
Рисунок И.11. Перегиб каната
повреждений в результате температурных воздействий или
электрического дугового разряда.