Стальные канаты, установленные на кране, подлежат периодической
проверке:
- грузовой канат проверяется при ТО-1;
- канаты выдвижения (втягивания) секции стрелы проверяются не реже
одного раза в год при СО.
Канаты проверяются по всей длине и особое внимание обращается на места
заделок концов. Для оценки безопасности использования канатов применяют
следующие критерии:
- характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов
проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов
проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
- поверхностный и внутренний износ или коррозия;
- разрыв пряди;
- местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
- уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери
внутреннего сечения);
- деформация в виде волнистости;
- деформация в виде корзинообразности, выдавливания проволок и прядей,
раздавливание прядей, заломов, перегибов, а также повреждения в
результате температурного воздействия или электрического дугового
разряда;
1 Браковку канатов следует проводить по числу обрывов проволок в
соответствии с таблицей Н.1.
Таблица Н.1
Назна
чение
каната
Конструкция и
обозначение каната
Число несущих
проволок в наружных прядях
Число обрывов
проволок, при наличии которых канаты, работающие со стальными и
чугунными блоками, отбраковываются
При уменьшении диаметра
каната, в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более
по сравнению с номинальным диаметром (диаметром нового каната), канат
подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
-При наличии у каната
поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов, как признак
браковки, должно быть уменьшено в соответствии с данными таблицы Н.2.
Таблица Н.2
Уменьшение
диаметра проволок в результате поверхностного износа или
коррозии, %
Число обрывов
проволок на шаге свивки, % от норм, указанных в таблице Н.1
10
85
15
75
20
70
25
60
30 и более
50
При уменьшении
первоначального диаметра наружных проволок (таблица Н.З) в результате
износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.
Таблица Н.З
Обозначение каната
Первоначальный
диаметр проволок наружного слоя каната, мм
15-Г-1-С-Н-1670
(170) ГОСТ 2688-80
тонкой - 0,8
толстой - 1,1
Определение износа или коррозии проволок по
диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента,
обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в таблице Н.2, числе обрывов проволок, а также
при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва, канат может
быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его
состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал
осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в
таблице Н.2.
3 При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат
к дальнейшей работе не допускается.
4 При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника
(внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п.) на 3 % от номинального
диаметра канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов
проволок.
5 Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери
металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего
сечения), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией проволок
внутренних слоев прядей, канат необходимо подвергать дефектоскопии по
всей его длине. При регистрации с помощью дефектоскопа потери сечения
металла проволок достигших 17,5 % и более, канат бракуется.
6 Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали
(рисунок Н.1).
При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и
равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат
бракуется при dB>=1,08dK.,
где dB - диаметр спирали волнистости, dK - номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и
неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении
одного из параметров канат подлежит браковке при dB > 4/3dK. Длина
рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dK.
7 Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:
- корзинообразной деформации (рисунок Н.2);
- выдавливания сердечника (рисунок Н.З);
- выдавливания или расслоения прядей (рисунок Н.4);
- местного увеличения диаметра каната (рисунок Н.5);
- местного уменьшения диаметра каната (рисунок Н.6);
- раздавления участков (рисунок Н.7);
- перекручиваний (рисунок Н.8);
- заломов (рисунок Н.9);
- перегибов (рисунок Н.10);
- повреждений в результате температурных воздействий или электрического
дугового разряда.