Муфты автомобильных подъемников и вышек

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные подъемники и вышки (Ю.И. Гудков, Н.П. Сытник) - 2004 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

11.

Муфты автомобильных подъемников и вышек



Муфты предназначены для соединения валов трансмиссии между собой и передачи крутящего момента. Они бывают неуправляемые (рис. 38,а...д) и управляемые (рис. 38,е, ж). По характеру соединения, назначению и принципу работы муфты подразделяют на следующие типы.

Глухая поперечно-свертная муфта (рис.38,а) препятствует перекосу или смещению соединяемых валов. Она состоит из двух полумуфт, выполненных в виде фланцев со ступицами, устанавливаемых на валах на шпонках и соединенных между собой болтами, установленными поперек плоскости соединяемых полумуфт. При расположении болтов вдоль плоскости муфты она называется продольно-свертной.

Цепная муфта (рис. 38, б) относится к разряду жестких муфт и состоит также из двух полумуфт, только фланцы их

имеют венец в виде звездочек с одинаковым числом зубьев. На звездочки надет цепной браслет 2 из однорядной втулочно-роликовой цепи. Благодаря некоторому зазору между зубьями, цепью и элементами самой цепи допускается некоторый перекос соединяемых валов. Венцы звездочек и цепь помещаются в кожух со смазкой для уменьшения износа.

 

 

 

Рис. 38. Муфты неуправляемые (а—е) и управляемые (ж, з): 1-соединительный болт, 2 — цепной браслет, 3 — зубчатая обойма, 4 — резиновые втулки, 5 — пластины, 6 — кулачки, 7, 8 — ведущие и ведомые диски, 9 — пружины

 

 



Муфта с промежуточным металлическим подвижным элементом (рис. 38,в) также является жесткой и состоит из двух полумуфт, имеющих торцовые пары прямоугольного профиля, и промежуточного диска с выступами того же профиля. Выступы расположены под прямым углом друг к другу. Конструкция муфты допускает только радиальное смещение осей валов при сохранении их параллельности.

Зубчатая муфта (рис. 38, г) состоит из двух зубчатых втулок (полумуфт) и обоймы 3, входящей в зацепление со втулками. Она также относится к разряду жестких. Чтобы обойма не вышла из зацепления со втулками, с обеих сторон ее установлены кольца. Для уменьшения износа зубьев и бесшумности работы внутренняя полость муфты заполнена смазкой. Зубчатые муфты, допускающие небольшие поперечные, продольные и угловые смещения соединяемых валов, наиболее широко применяют в конструкциях подъемников и вышек. К этому же типу жестких муфт, допускающих некоторое перемещение соединяемых валов, но жестко их соединяющих, относится кр есто во-ш а рни р н а я или карданная муфта.

Упругодемпфирующие муфты также допускают незначительный относительный поворот и перекос соединяемых валов, но за счет упругих элементов резиновых втулок или резинокордных пластин.

Упругая втулочно-пальцевая муфта (рис. 38,5) состоит из двух полумуфт, соединенных между собой пальцами. Пальцы жестко закреплены в одной из полумуфт, а с другой соединены через резиновые втулки 4. Если пальцы жестко закрепить через один в обеих полумуфтах, а затем попарно соединить пластинами 5 из резинокордной ткани, то упругопластинчатая муфта (рис. 38, е) также будет допускать некоторый поворот и перекос соединяемых валов за счет упругой деформации пластин.

Управляемые кулачковые муфты (рис. 38, ж) предназначены для, включения, как правило, трансмиссий приводов подъемников и вышек и устанавливают на коробках отбора мощности или раздаточных коробках базовых машин. Их нельзя включать во время вращения валов. Соединение или разъединение кулачков 6 муфты возможно только когда валы неподвижны. Муфты включаются различными системами (механической, электропневматической, гидравлической).

 

Фрикционные муфты (рис. 38,з) соединяют валы трансмиссии за счет силы трения. Они состоят из ведущих 7 и ведомых 8 дисков, сжатых пружинами 9, и позволяют плавно соединять валы отдельных элементов трансмиссии, когда один из них вращается, а другой неподвижен.

Передаваемый муфтой крутящий момент зависит от нескольких факторов: размеров площади контакта, коэффициента трения материалов дисков, числа ведущих и ведомых дисков, усилия пружин, сжимающих диски.

В конструкциях подъемников и вышек применяется управляемая фрикционная (рис. 38, з) муфта в качестве муфты сцепления базового автомобиля. Неуправляемые фрикционные муфты служат для автоматической остановки механизмов, предотвращающей их поломку, если крутящий момент в трансмиссии превышает допустимый. Например, в механизме вращения платформы муфта предохраняет трансмиссию от поломки, если что-то препятствует повороту. При этом двигатель продолжает работу, а исполнительный механизм останавливается из-за пробуксовки дисков муфты. Продолжительное буксирование дисков муфты недопустимо, так как это вызовет перегрев фрикционного материала и муфта выйдет из строя.

Большинство устанавливаемых фрикционных муфт в подъемниках и вышках являются муфтами сухого трения. Попадание масла на поверхности трения приводит к резкому уменьшению коэффициента трения и, как следствие, уменьшает передаваемый крутящий момент.

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..