Автомобильные подъемники

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные подъемники и вышки (Ю.И. Гудков, Н.П. Сытник) - 2004 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Глава II

РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ
 

 

5.

Автомобильные подъемники

Рабочее оборудование подъемника (рис. 13) состоит из одного, двух или трех колен 2, 3, 6, шарнирно соединенных между собой, установленной на верхнем колене рабочей площадки 1 (люльки), механизмов для поворота колен в вертикальной плоскости, следящей системы и дополнительного оборудования.

Подъемники с оборудованием в виде одного телескопического колена 6 имеют наименьшую зону обслуживания, но ими можно подавать люльку по прямолинейной траектории в окно

или проем. Наиболее распространено оборудование в виде двух шарнирных колен. Наличие третьего колена 3 не только позволяет увеличить высоту подъема при сохранении транспортной длины, но и дает возможность за счет небольшого перемещения верхнего колена малой длины более точно подавать люльку в монтажную зону. Оборудование с несколькими телескопическими коленами 2 сочетает достоинства первых двух типов, но имеет более сложную конструкцию. Рабочее оборудование такого типа устанавливают на подъемниках очень большой высоты.

Металлоконструкция колен подъемников АГП-18 и 22 сварена из низколегированных листов П-образного профиля и усилена прямоугольными трубами. П-образное сечение позволяет расположить внутри конструкции рычаги и тяги следящей системы ориентации люльки, а также трубопроводы гидросистемы подъемников.

У подъемников ВС колена—закрытого прямоугольного сечения, причем площадь сечения уменьшается к вершине. Рабочее оборудование подъемника АП-17 выполнено одноколенным телескопическим из трех секций решетчатой конструкции.

Колена подъемников Ш2СВ и ПГСШ имеют решетчатую конструкцию, выполненную из труб. Такая конструкция имеет большие габаритные размеры, чем конструкции закрытого сечения, но менее металлоемкая.

Рабочее оборудование подъемников МШТС выполнено из груб, причем верхнее колено —сварная коническая тонкостенная труба, а нижнее — две сваренные между собой конические трубы. Оголовки и основания колен имеют коробчатое сечение.

Рабочее оборудование подъемника АГП-12А также выполнено из труб, но дюралюминиевых, что значительно облегчает массу колен подъемника, хотя несколько усложняет технологию изготовления, так как к таким трубам нельзя приваривать соединительные элементы.

Механизмы поворота колен перемещают верхнее колено относительно нижнего обычно на угол 160... 170° с помощью гидроцилиндра (рис. 14,а), гидроцилиндра и коромысла (рис. 14,6) или гидроцилиндра с рычажной системой (рис. 14, в). Рабочее оборудование подъемников МШТС и АГП-12А имеет в качестве привода поворота верхнего колена гидроцилиндр с канатно-блочной системой (рис. 14, г). Это позволяет повернуть верхнее колено относительно нижнего на угол до 270° и опустить люльку с рабочими ниже уровня стоянки машины, что необходимо при обслуживании (осмотре,

окраске) пролетных строений мостов, эстакад. Вместо канатноблочной системы иногда применяют зубчатую передачу в сочетании с гидроцилиндром (рис. 14, д). В прицепных подъемниках П2СВ с электроприводом применяется передача «винт — гайка», приводимая от электродвигателя через редуктор.

 

 

 

 

Рис. 13. Схемы рабочего оборудования подъемников:
1 — рабочая площадка (люлька), 2, 6 — телескопические колена, 3 —. простое колено, 4 — поворотная платформа, 5 —опорная рама

 

 

 

 

Рис. 14. Схемы механизмов поворота колен:
а—д — верхних, в — нижнего: 1 — механизм подъема, 2 — коромысло, 3 — штанга, 4 ~ качающаяся рычажная система, 5 — гидроцилиндр с двумя штоками, 6 — зубчата» рейха, 7 — зубчатый сектор

 

 

 

 

Нижнее колено (рис. 14, е) поворачивается относительно рамы поворотной платформы на угол 80...85° при помощи одного гидроцилиндра или двух.

Рабочие площадки подъемников (рис. 15,а...г) служат для размещения рабочих, инструмента и материала. При выполнении с площадки работ с помощью пневматического отбойного молотка, пистолета-пульверизатора, газовой горелки

или электросварочного аппарата сжатый воздух, краску, газ или электроэнергию подают на площадку с земли по рукавам и проводам. Масса поднимаемого и удерживаемого на рабочей площадке груза складывается из массы рабочих, материалов, рукавов или проводов, поднятых с земли. Рабочие площадки в зависимости от конструкции рассчитаны на подъем одного или двух рабочих.

 

Рабочую площадку устанавливают на изоляторах (у подъемников АП-17), что обеспечивает безопасную работу при ремонте контактной сети под напряжением, или соединяют с верхними коленами без изоляторов — в этом случае они не могут работать под напряжением.

На площадках подъемников АГП-12А, АГП-18, АГП-22, Г1СГ-30, ППК-14, ПГ-28, ПГ-36А размещены пульты управления машиной. Рабочий с рабочей площадки может перемещать машину в наиболее удобное для работы положение.

Форма рабочих площадок — различная. На прямоугольных в плане площадках (рис. 15, а, в, г) удобно располагать в углах ящики или ведра с раствором или другой материал. Двойные площадки (рис. 15,б) состоят из раздельных круглых или прямоугольных люлек. В одной из них находится рабочий, в другой — машинист, управляющий машиной. Некоторые рабочие площадки имеют П-образную форму (рис. 15,в).

 

 

 

Рис. 15. Рабочие площадки:
а—г — подъемников, д — вышек

 

 

 

В люльках подъемников сделан проем для входа рабочих. Размеры проемов на коленчатых подъемниках (ГОСТ 22859—77*): ширина — не менее 500, высота —не менее

850 мм. Проем перекрывают перекладиной либо цепью, предохраняющими от выпадения людей и грузов из люльки. Поручни люлек изготовляют из малотеплопрозодного материала или облицовывают таким материалом. Нол люльки делают нескользким, по краю пола на высоту не менее 100 мм люльку ограждают так, чтобы из нее не выпадал мелкий инструмент.

Рабочие площадки прицепных подъемников Ш2СВ и ПГСШ свободно подвешены с помощью двух шарниров на конце верхнего колена (рис. 15,а). Точки подвески располагаются выше центра тяжести рабочих площадок на высоте 1,3 м от пола. При массе площадок 100 кг, когда наиболее тяжелая часть — пол — находится внизу, он фиксируется в горизонтальном положении поворотом рычага эксцентрикового зажима. Достоинство свободного способа подвески рабочей площадки — в его простоте. Недостатки в том, что увеличена длина колена подъемника, а следовательно, длина машины в транспортном положении, и, кроме того, рабочая площадка может покачиваться при выполнении некоторых работ на высоте, например при работе с пневматическим ударным инструментом.

Рабочие площадки всех остальных подъемников ориентируются следящими системами.

В рычажной (рис. 16, а) следящей системе (подъемники ВС-18 и ВС-22) нижний рычаг ЗД шарнирно соединен с основанием в точке 3, верхний АД — с рычагом ЗД в точке Д. Рабочая площадка КАБ также шарнирно соединена с рычагом АД в точке А. Пол рабочей площадки расположен параллельно земле. Груз Р, размещенный на рабочей площадке, своей силой тяжести стремится повернуть ее против часовой стрелки относительно шарнира А и тем самым изменить ее горизонтальное положение относительно поверхности земли. Этому препятствует следящая система, состоящая из рычагов БГ, ЕЖ и коромысла ГДЕ. Рычаги БГ и ЕЖ удерживают рабочую площадку в заданном положении.

При любом взаиморасположении рычагов ЗД и ДА, которое может возникнуть во время работы подъемника, прямые линии, проведенные через точки ЗЖ, ГЕ и БА, будут параллельны между собой. Следовательно, пол рабочей площадки КА также будет сохранять параллельность относительно плоскости земли. Следящая система этого типа ограничивает угол поворота основных рычагов 160°.

В канатно-блочной (рис. 16,б) следящей системе (подъемники АГП-12, МШТС) звездочка А соединена с рабочей площадкой и поворачивается на оси At совместно с ней. Двухрядная звездочка Б свободно сидит на оси Bt. Цепь А2 охватывает

звездочку А и соединена с помощью двух тяг HJ1 с цепью />*, охватывающей один ряд зубьев звездочки Б. Второй ряд зубьев звездочки В охватывается цепью В, соединенной с тягами ДИ и ЕЖ. Тяги ДИ и ЕЖ соединены шарнирно с основанием машины. Нагрузка, поворачивающая рабочую площадку относительно точки А, будет передаваться цепями и тягами к точкам Д и Е основания. Рабочая площадка ориентируется системой таким образом, чтобы пол ее располагался горизонталь-

но. Горизонтальное положение пола сохраняется при любом возможном взаиморасположении рычагов (колен) друг относительно друга. Наличие в системе цепных передач позволяет иметь большой угол поворота ai верхнего рычага относительно нижнего, приближающийся к 270°.

Чтобы рабочая площадка не опрокидывалась, когда упрется в стену или зацепится за какое-либо препятствие и оборвет цепь следящей системы, в подъемнике АГП-12А введен механизм блокировки, который автоматически жестко закрепляет рабочую площадку на верхнем рычаге.

В следящей системе подъемников ВС-18 и ВС-22 использованы канат и блок с канатоведущим шкивом, обеспечивающие фрикционную связь рабочей площадки с основанием,—это исключает поломку рабочей площадки, если она упрется в препятствие.

 

 

Рис. 16. Следящие системы: а — рычажная, б — канатно-блочная
 

 

 

 

В подъемнике ПСГ-30 дополнительная защита предохраняет рабочую площадку (и, следовательно, весь подъемник) от столкновения с препятствиями. Под полом люльки на стальных канатах подвешен защитный контур, выступающий за габариты люльки в плане. Защитный контур при наезде на препятствие или конструкцию смещается и упором нажимает на конечный выключатель, останавливающий движение колен подъемника.

Многие подъемники снабжены дополнительным оборудованием в зависимости от их назначения.

У подъемников ПГСШ-18 и ПГСШ-22 в качестве дополнительного оборудования на нижнем колене установлена грузоподъемная траверса, что позволяет использовать нижнее колено в качестве грузоподъемного механизма. Подъемники ПГ-28 и ПГ-36А имеют дополнительные приспособления для монтажа и ремонта высоковольтных линий. Пожарные подъемники АКП-30 имеют приспособление для установки устройств пено-тушения и брандспойтов. Большинство подъемников для монтажных работ на высоте оборудовано на люльках местами для крепления специализированного инструмента. У подъемников АГП-36, ПСГ-30 есть приспособление, изменяющее положение люльки в плане (поворот люльки) на некоторый угол, что создает удобство при работе в стесненных условиях.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..