ХОДОВАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ грузоподъемных машин

  Главная      Учебники - Краны     Грузоподъемные машины (М.П. Александров, Л.Н. Колобов) - 1973 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

 

 

9.2.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ МЕХАНИЗМОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ грузоподъемных машин - часть 1



Ходовые колеса для рельсовых путей. Ходовая часть рельсовых механизмов передвижения мостов и тележек кранов имеет различные ходовые колеса (см. рис. 9.20). В основном ходовые колеса выполнены с двумя боковыми выступами — ребордами. На мостовых и консольных кранах допускается использование без-ребордных колес, но с обязательной установкой дополнительных горизонтальных роликов, удерживающих колеса крана на рельсах.

Одноребордные колеса имеют ограниченное применение и могут быть использованы для тележек, передвигающихся по балке, и наземных кранов, за исключением башенных, в том случае, если оба рельса пути расположены на одном уровне и ширина колеи не превышает 4 м, а также при передвижении каждой стороны крана по двум рельсам, когда реборды колес, движущихся по этим рельсам, расположены противоположно относительно друг друга.

По назначению различают приводные (ведущие) и неприводные (ведомые) ходовые колеса. Получая принудительное вращение от механизма передвижения, приводные ходовые колеса благодаря силам сцепления между поверхностями ободьев и рельсов осуществляют перемещение крана или тележки. Неприводные колеса, являясь только опорными, свободно вращаются на осях.

По форме поверхности дорожки катания ходовые колеса разделяют на цилиндрические, конические и бочкообразные. Цилиндрические колеса преимущественно применяют для тележек и мостов кранов. Однако при движении моста крана с неизбежными перекосами относительно крановых путей приводные цилиндрические колеса не способствуют центрированию его хода, а-реборды, набегая на головку рельса, повышают сопротивление передвижению и подвергаются быстрому изнашиванию.

При использовании приводных конических колес колесо отстающей стороны моста крана опирается на рельс окружностью большего диаметра. При одинаковой частоте вращения приводных конических колес отстающая сторона крана начинает передвигаться с более высокой скоростью и кран автоматически выравнивается на рельсах. Коническая поверхность дорожки катания целесообразна только для приводных колес четырехколесного мостового крана без балансиров, имеющего центральный привод. Хотя у конических приводных колес реборды в работе практически не участвуют, их наличие необходимо для предотвращения случайного схода крана с рельсов. Неприводные колеса выполнены всегда цилиндрическими.

Размеры ободов крановых колес должны соответствовать ГОСТ 3569—74*. Крановые колеса согласно ГОСТу изготовляют из стали 75,65Г. Шероховатость поверхности дорожки катания вместе с внутренними частями реборд должна быть Rz 20, а обработка должна соответствовать 11-му квалитету.

Для компенсации неточностей укладки крановых рельсов и установки ходовых колес ширину рабочей части их ободьев принимают больше ширины головки рельса: для двухребордных цилиндрических и конических соответственно на 30 и 40 мм, для колес тележек на 15—20 мм, для одноребордных колес на 30 мм.

Крановые ходовые колеса испытывают значительные нагрузки и являются быстроизнашиваемыми деталями, поэтому для обеспечения необходимой долговечности их лучше всего изготовлять цельнокатаными или коваными (штампованными) из высокоуглеродистой стали. Срок службы цельнокатаных колес около 4 лет, штампован-ных не более 2,5 лет. Поверхность дорожки катания колес должна быть подвергнута термообработке — закалке до твердости НВ 300...... 360 в зави-
симости от диаметра на глубину не менее 15—40 мм с постепенным переходом к незакаленному слою.

Ходовые колеса из чугуна СЧ 15 допускается применять только на кранах с ручным приводом. Колеса больших диаметров для экономии дорогостоящих материалов рекомендуется изготовлять сборными, состоящими из ступицы, выполненной литой из низко-углеродистой стали, и бандажа из качественной стали, надетого с натягом при нагреве.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..