ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ МЕХАНИЗМОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
грузоподъемных машин - часть 6
Механизмы передвижения с канатной тягой
Механизмы передвижения с канатной тягой
применяют главным образом для тележек башенных и кабельных кранов. Для
этого механизма, на тележке которого расположены только ходовые колеса и
блоки подъемного каната, характерна незначительная масса и размеры
тележки, которая может перемещаться по наклонному рельсовому и канатному
пути.
Наиболее распространенная тележка с канатной тягой (рис. 9.9, а)
представляет собой жесткую раму 8 с двумя неподвижно закрепленными на
ней осями 7. На осях свободно вращаются обычно на подшипниках качения
ходовые колеса 6 и блоки 5 подъемного каната 4, один конец которого
закреплен на металлоконструкции 9, а второй на барабане 1 механизма
подъема. При качении тележки по рельсам происходит перекатывание
подъемного каната по блокам, вызывающее дополнительные сопротивления
движению, а также сокращение срока службы каната в результате
знакопеременного изгиба.
Тяговый канат (или цепь) 3, огибающий в конце хода тележки стационарный
блок 10, состоит из верхней и нижней ветвей. Обе ветви прикреплены к
раме тележки, а их противоположные концы — к тяговому нарезному барабану
2 с двумя рабочими участками так, чтобы при вращении барабана одна из
ветвей каната могла наматываться на барабан, а другая сматываться с
него, тем самым осуществляя перемещение тележки. Места крепления ветвей
каната на тяговом барабане определяют с учетом направления винтовых
канавок на нем, обеспечения правильного без резкого излома схода каната
и исключения возможности соприкосновения нижней ветви тягового каната с
подъемным канатом крюковой обоймы 11. Для этого на стреле крана, по
которой перемещается тележка, иногда устанавливают несколько
стационарных отклоняющих канатных блоков.
Для повышения долговечности подъемного каната может быть применена
тележка с другой схемой запасовки (рис. 9.9, б). Рама тележки 12, кроме
осей 13 ходовых колес, имеет третью ось 14 с двумя или четырьмя свободно
вращающимися блоками 15 соответственно для одинарного или сдвоенного
полиспастов крюковой подвески. В схеме запасовки со сдвоенным
полиспастом на конце стрелы крана установлены уравнительные блоки 16,
что в совокупности с симметричным расположением тяговых канатов
обеспечивает перемещение тележки без перекосов. Недостаток этой схемы
заключается в увеличении нагрузок на раму тележки благодаря применению
дополнительной оси блоков и, как следствие, в повышении металлоемкости и
сложности конструкции.
Рис. 9.9. Механизм передвижения тележки по
рельсовым путям с канатной тягой