Колодочные тормоза грузоподъемных машин

  Главная      Учебники - Краны     Грузоподъемные машины (М.П. Александров, Л.Н. Колобов) - 1973 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Колодочные тормоза грузоподъемных машин - часть 4

 

 

 

Электрогидравлический толкатель — это независимый механизм, состоящий из центробежного насоса, приводимого от электродвигателя малой мощности, и поршневой группы, соединяемой с рычажной системой тормоза. В этом устройстве электрическая энергия, питающая двигатель толкателя, преобразуется в механическую энергию прямолинейно движущегося штока толкателя. Отечественная промышленность выпускает толкатели одно- и двухштоковые. На рис. 7.14, а показан одноштоковый толкатель ТЭГ при выключенном двигателе и крайнем нижнем положении поршня. Толкатель состоит из электродвигателя 6, погруженного в рабочую жидкость, корпуса 1, центробежного насоса 5, поршня 4 со штоком 3 и внутреннего цилиндра 2. Роторное колесо насоса 5 с односторонним всасыванием закреплено на валу ротора электродвигателя 6. При включении двигателя роторное колесо, вращаясь, создает избыточное давление жидкости под поршнем 4. Под действием этого давления поршень со штоком перемещается вверх. Так как корпус заполнен рабочей жидкостью, при подъеме поршня жидкость, находящаяся над поршнем, по каналам между цилиндром 2 и корпусом 1 поступает к нижней части насоса 5 (на рис. 7.14, а направление движения жидкости показано стрелками).

Роторное колесо имеет радиально расположенные лопасти, благодаря чему напор, создаваемый насосом, не зависит от направления вращения ротора двигателя. При выключении электродвигателя роторное колесо останавливается, избыточное давление жидкости исчезает и поршень под действием внешней нагрузки, действующей на шток со стороны тормозного устройства и собственного веса, опускается в нижнее положение. При этом жидкость, находящаяся под поршнем, поступает через роторное колесо и каналы в пространство над поршнем. Шток 3 тормоза имеет в верхней части отверстие для присоединения к рычажной системе тормоза. Для нормальной работы толкатель заполнен рабочей жидкостью до уровня нижней поверхности горловины верхнего заливного отверстия. В качестве рабочей жидкости используют масло АМГ-10 или трансформаторное масло, а при работе при низких температурах окружающей среда (до —60 °С) — специальную жидкость ПМС-20 и ПГ-271.

В двухштоковом толкателе (рис. 7.14, б) центробежный насос с лопастным колесом 12 размещен в нижней части цилиндра 11. При включении электродвигателя 9, установленного на крышке цилиндра 11, насос создает избыточное давление жидкости под поршнем 10 и она через центральную трубу 7 из пространства над поршнем поступает под поршень. Под влиянием избыточного давления поршень начинает подниматься, преодолевая с помощью штоков 8 внешнюю нагрузку. Двухштоковые толкатели требуют повышенной
 

точности изготовления во избежание заклинивания поршня и штоков.

Электрогидравлические толкатели не чувствительны к механическим перегрузкам. Если внешняя нагрузка превышает подъемную силу, то поршень толкателя остается на месте, а насос продолжает работать, создавая нормальное рабочее давление жидкости под поршнем. При этом ток в обмотке двигателя, а также напряжения в элементах толкателя не увеличиваются. Ход штока толкателя можно произвольно ограничить как в сторону подъема, так и в сторону опускания поршня, причем это ограничение не изменяет значение подъемного усилия и не вызывает дополнительного расхода энергии или нагрева обмотки двигателя толкателя.

Преимуществами электрогидравлических толкателей по сравнению с электромагнитами является плавная работа привода с большим числом включений в час (в зависимости от типоразмера толкателя максимальное число включений составляет 720—2000 в час); высокая износостойкость элементов толкателя, простота эксплуатации, резкое уменьшение пусковых токов. Некоторые конструкции толкателей снабжены регулировочными клапанами, дающими возможность изменять время срабатывания тормоза в широких пределах. На время хода поршня толкателя кроме размера отверстия истечения рабочей жидкости влияет также и нагрузка на шток толкателя — с увеличением внешней нагрузки увеличивается время подъема и уменьшается время опускания поршня.

Электрогидравлические толкатели выбирают по техническим данным. Ход штока, указанный в каталоге, является максимальным — от крайнего нижнего до крайнего верхнего положения. Рабочий ход штока, устанавливаемый при регулировании тормоза должен составлять примерно 2/3 максимального хода. При этом 1/3 хода резервируется на компенсацию износа фрикционных накладок и на компенсацию зазоров в шарнирах и упругих деформаций элементов рычажной системы тормоза. Коэффициент запаса по развиваемому усилию на штоке толкателей равен примерно 1,15—1,3, т. е. фактически толкатели имеют усилие на 15—30 % больше номинального, приведенного в каталоге.

Однако электрогидравлические толкатели также имеют недостатки: наличие рабочей жидкости требует обеспечения надежного уплотнения и создает неудобства в эксплуатации при низких температурах; сложность конструкции, угол отклонения оси толкателя от вертикали должен быть не более чем 15°,

В обычных конструкциях электрогидравлических толкателей избыточное давление рабочей жидкости не превышает 0,1 МПа во избежание вспенивания ее при обратном ходе поршня. Однако имеются толкатели, в которых давление жидкости составляет 0,7— 1,5 МПа, что позволяет создать малогабаритные устройства, развивающие большие усилия. Тормоз с приводом от элокгрогидравли-ческого толкателя 1 и с замыканием от сжатой пружины 2 показан на рис. 7.7, а. Основные параметры этих тормозов приведены в табл. 7.4 (ОСТ 24.290.03-82).

 

 

 

7.4. Параметры колодочных тормозов типа ТКГ с приводом
от электрогидравлических толкателей

Параметр

ТКГ-160

ТКГ-200

ткг-зоо

ТКГ-400

ТКГ-500

Диаметр поверхности трения шкива, мм

Максимальный тормозной мо­мент Мт, Н-м

160

200

300

400

500

100

300

800

1500

2500

Усилие на штоке гндротолка- теля, Н

160

250

500

800

800

Масса тормоза, кг, не более

22

35

80

120

150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..