Грузовые крюки

  Главная      Учебники - Краны     Грузоподъемные машины (М.П. Александров, Л.Н. Колобов) - 1973 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

6.1. ГРУЗОВЫЕ КРЮКИ И ПЕТЛИ. КРЮКОВЫЕ ПОДВЕСКИ
 

 


Грузовые крюки

 

 В грузоподъемных машинах и механизмах находят применение кованые (штампованные) и пластинчатые крюки. Кованые и штампованные крюки разделяют на однорогие и двурогие.

Кованые крюки изготовляют в основном из стали 20 (ГОСТ 1050—74**) или из стали 20Г (ГОСТ 4543—71*). Кованые (штампованные) крюки изготовляют на дорогостоящем и громоздком кузнечно-прессовом оборудовании. Однако изготовление крюков литьем не нашло широкого распространения, вследствие возможного появления раковин, трещин, шлаковых и других включений, которые могут явиться причиной их поломки.
 

 

 

 

Крюки большой грузоподъемности в основном выполнены пластинчатыми из отдельных элементов, вырезанных из листовой стали. Для более равномерной загрузки пластин в зеве крюка закрепляют вкладыши из мягкой стали, внешняя форма которых обеспечивает укладку строповых канатов с плавными перегибами.

Грузовые крюки должны быть снабжены предохранительными замками, предотвращающими самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления.

Допускается применение крюков без предохранительных замков в портальных кранах, кранах, транспортирующих расплавленный металл или жидкий шлак, а также при использовании гибких грузозахватных приспособлений. Кованые однорогие (штампованные) крюки (рис. 6.1, а) (ГОСТ 6627—74) имеют грузоподъемность 0,4— 20 т для машин и механизмов с ручным приводом; 0,32—100 т для машин и механизмов с машинным приводом при легком и среднем режимах работы и 0,25—80 т при тяжелом и весьма тяжелом режимах.





Кованые (штампованные) двурогие крюки (ГОСТ 6628—73) имеют грузоподъемность 8—20 т для машин с ручным приводом и 5—100 т для машин с машинным приводом при тяжелом и весьма тяжелом режиме работы.



Пластинчатые крюки (ГОСТ 6619—75) изготовляют следующих типов: 1 — однорогие (рис. 6.1, в) грузоподъемностью 40—315 т для литейных кранов; 2 — двурогие (рис. 6.1, г) грузоподъемностью 80—320 т для кранов общего назначения.

Каждый крюк должен выдерживать статическую нагрузку, превышающую его грузоподъемную силу на 25 %.

Исходным размером при конструировании однорогого крюка является диаметр зева D (рис. 6.2, а), который принимают с учетом условий размещения в нем двух ветвей пенькового каната или сварной цепи. При выборе стандартизованного крюка по грузоподъемности не требуется расчет его прочности.

При проектировании крюка, форма и размеры или грузоподъемность которого не соответствуют стандартизованным, необходимо провести расчет его прочности. Поскольку грузовые крюки по форме можно отнести к брусьям большой кривизны, а формулы расчета на прочность более удобны для проверки напряжений в сечениях с принятыми размерами, чем для непосредственного определения необходимых размеров сечений крюка, то при проектировании новых крюков целесообразно сначала приближенно определить размеры сечений крюка без учета кривизны, компенсируя допущенную неточность уменьшением допускаемых напряжений, а затем произвести уточненный поверочный расчет на прочность с учетом кривизны.

При проведении приближенного расчета для определения напряжений в произвольном сечении крюка (например, в сечении А—А (рис. 6.2, а) в центре тяжести этого сечения прикладывают две противоположно направленные силы, равные и параллельные заданной силе G. Полученная система сил сосгоит из пары сил в сечении А—А, создающих изгибаю-

 

 

 

 

Рис. 6.1. Основные типы грузовых крюков:
а — однорогий с замком

 б — двурогий; в — однорогий пластинчатый; г — двурогий пластинчатый

 

 

 

 

 

Рис. 6.2. Расчетная схема однорогого крюка:
а — схема нагружения; б — сечение 1—2 и опоры напряжений

 

 

 

 

Допускаемые нормальные напряжения в крюках для механизмов с машинным приводом принимают не более 145 МПа, а для механизмов с ручным приводом 160 МПа.

Для хвостовика крюков вследствие наличия возможного изгиба, вызываемого раскачиванием груза и сопротивлением блоков — при загрязнении подшипников, напряжения допускают 30—70 МПа.

При этом на допускаемые напряжения кранов большой грузоподъемности концентраторы напряжений (резьба, заточки и др.) влияют меньше.

На кранах большой грузоподъемности, а также для подъема длинномерных грузов часто применяют двурогие крюки (рис. 6.3). При расчете двурогих крюков на расчетную нагрузку при симметричном их нагружении (рис. 6.3, а) принимают усилие  от веса груза G, передаваемое через строп на рог крюка,

 

 

 

Стержень крюка при симметричном нагружении обоих рогов воспринимает только растягивающие усилия. Однако в практике при транспортировании небольших грузов иногда подвешивают груз на один рог (рис. 6.3, б). Для этого случая расчетное усилие принимают равным G/2. Расчетным сечением стержня является сечение 5—6, имеющее площадь F. Разложим усилие G/2 на составляющие:

 

 

 

Рис. 6.3. Расчетные схемы двурогого крюка:
а — при симметричной нагрузке; б — при односторонней нагрузке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..