Пластинчатые грузовые цепи

  Главная      Учебники - Краны     Грузоподъемные машины (М.П. Александров, Л.Н. Колобов) - 1973 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Пластинчатые грузовые цепи


Эти цепи изготовляют из стали 40, 45 и 50 с временным сопротивлением растяжению бвр = 570... 600 МПа. Цепи состоят из пластин, шарнирно соединенных между собой пальцами. Число пластин в цепи увеличивается с возрастанием расчетной нагрузки. Пластины на цапфах пальцев фиксируют различными способами; с расклепкой без шайбы и с шайбой (рис. 4.11, а, б) и на шплинтах (рис. 4.11, в). Первый способ применяется в цепях, рассчитанных на небольшие нагрузки. При больших нагрузках, если нет необходимости частой разборки цепи, применяют способ расклепки с шайбой (рис. 4.11, б), при частой разборке используют способ фиксации с помощью шплинтов (рис. 4.11, в). Соединение участков цепи между собой осуществляется удлиненными пальцами на шплинтах (рис. 4.11, а, б, в). Крепление цепи к любой конструкции осуществляется с помощью концевых пластин (рис. 4.11, г), Основными размерами цепи являются шаг t, расстояние между внутренними пластинами 1, толщина пластины 5. Условное обозначение грузовой пластинчатой цепи с разрушающей нагрузкой 160,3 кН, типа 1, с шагом 50 мм: цепь 160—1—50 ГОСТ 191—82.

Пластины цепи рассчитывают в предположении, что нагрузка на пластины распределена равномерно.

В действительности имеется некоторая неравномерность распределения нагрузки между пластинами, вызванная неточностью обработки отверстий пластин и диаметров пальцев. Кроме того, вследствие упругой деформации пальцев внутренние пластины нагружены

больше, чем внешние. Эти факторы трудно учесть» поэтому цепь рассчитывают по формуле (4.3) с учетом коэффициента запаса прочности по отношению к разрушающей нагрузке» который должен быть не менее пяти для цепи, применяемой на грузоподъемной машине при машинном приводе и не менее 3 при ручном приводе.

Преимуществом пластинчатых цепей по сравнению со сварными является большая надежность в работе, вследствие отсутствия сварного стыка» более плавное движение — скорость цепи 0,25 м/с (при необходимости скорость цепи можно увеличить до 1,5 м/с» соответственно увеличив коэффициент запаса прочности до восьми).

Недостатком пластинчатых цепей является то, что они могут изгибаться только в плоскости, перпендикулярной к осям шарниров; значительная масса и стоимость по сравнению со сварными цепями, а также большой износ шарниров цепей.

Звездочки пластинчатых цепей изготовляют коваными из стали Ст4 и Ст5 или литыми из стали 25Л; они представляют собой зубчатые колеса (рис. 4.12), зубья которых входят между пластинами цепей, а пальцы цепи,— во впадины между зубьями.

 

 

 

 

Рис. 4.11. Пластинчатые грузовые цепи:
а — цепь с расклепкой для шайбы; в — цепь с расклепкой па шайбе; в — цепь на шплинтах; г — концевые пластины

 

 

 

Рис. 4,12. Звездочка для пластинчатой цепи

 

 

 

Проведем сравнительный анализ работы канатов и цепей по следующим показателям:

по массе и размерам — наименьшую массу и поперечные размеры имеют стальные проволочные канаты, а наибольшую массу — пластинчатые цепи;

по гибкости — наибольшую гибкость во всех направлениях имеют сварные цепи; стальные канаты также обладают гибкостью во всех направлениях; пластинчатые грузовые цепи имеют гибкость только в плоскости, перпендикулярной к осям шарниров, совершенно не допуская изгиба в плоскости шарниров — даже незначительный изгиб цепи в плоскости шарниров вызывает одностороннее нагружение пластин;

по уровню шума при работе — при использовании стальных канатов отсутствует шум при работе даже при высоких рабочих скоростях; при использовании сварных цепей только при рабочих скоростях, не превышающих 0,1 м/с, не будет шума;

по допустимой скорости — для сварных и пластинчатых цепей не допустимы высокие рабочие скорости вследствие большой чувствительности к динамическим нагрузкам, что может вызвать внезап-ное разрушение цепи; стальные канаты хорошо воспринимают эти нагрузки и могут работать с весьма высокими скоростями;

по характеру изнашивания и способам контроля — за процессом разрушения стальных канатов, начинающимся с обрыва внешних проволок, установлен ежедневный контроль, дающий возможность своевременно забраковать канат и заменить его новым; контроль изнашивания звеньев сварной цепи в местах контакта очень трудно осуществить, также сложно установить контроль изнашивания пальцев и пластин пластинчатых цепей;

по прочностным свойствам и надежности — стальные канаты являются наиболее надежными грузовыми гибкими элементами; наименее надежными в работе являются сварные цепи — некачественная сварка одного звена может привести к внезапному разрушению цепи; пластинчатые цепи надежнее сварных цепей, так как отсутствует сварной стык.

Сравнение гибких элементов по требуемым размерам барабанов, блоков и звездочек, а следовательно, по габаритам механизма подъема показывает, что применение грузовых цепей, для которых возможно использование приводных звездочек значительно меньших диаметров по сравнению с диаметрами барабанов для стальных канатов, позволяет существенно уменьшить грузовой момент на валу звездочки, а следовательно, передаточное число и размеры механизма.

На основании приведенных выше соображений, несмотря на некоторое увеличение массы и габаритов механизма подъема, стальные канаты имеют наиболее широкое применение в грузоподъемных машинах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..