Прочность стальных канатов ГПМ

  Главная      Учебники - Краны     Грузоподъемные машины (М.П. Александров, Л.Н. Колобов) - 1973 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

Прочность стальных канатов ГПМ

 

 

 Прочность стальных канатов оценивают по разрывному усилию, которое следует приложить к канату при испытании, чтобы довести его до разрыва.

Разрывное усилие канатов разделяют на суммарное всех проволок в канате и каната в целом. Суммарное разрывное усилие Рсум определяют при испытании на разрыв отдельных проволок расплетенного каната с последующим суммированием полученных усилий каждой проволоки. Разрывное усилие канатов в целом Р меньше суммарного, так как при определении Рсум каждая проволока работает только на растяжение. При определении Р каждая проволока, кроме растяжения, испытывает напряжения кручения, изгиба и смятия. Обычно Р = (0,72---0,85) Рсум.

 



Расчет стальных канатов ГПМ

 

 В настоящее время расчет стальных канатов производят по методу, изложенному в правилах Госгортехнадзора:

 

 

 

Так как изгиб каната при навивке на барабан в меньшей степени влияет на долговечность каната» то допускается диаметр барабана принимать на 15 % меньше значения, определяемого по формуле (4.2), а диаметр уравнительного блока, на котором канат не испытывает последовательных перегибов — на 20 % меньше, а для электроталей и стреловых кранов на 40 % меньше.

Приведенный метод расчета стальных канатов имеет некоторые недостатки. Так, размеры сечений канатов определяют при заданном коэффициенте запаса прочности только от растягивающей нагрузки. Дополнительные напряжения, вызываемые изгибом каната на блоке или барабане, в расчете не учитывают и только ограничиваются введением коэффициента е. При расчете не принимается во внимание динамическая нагрузка, возникающая при неустановившемся движении механизма. Этот метод не позволяет установить возможный срок службы каната на грузоподъемной машине, так как не учитывает реальных условий эксплуатации и может быть применим только для каната без повреждений, неизбежных при эксплуатации канатов.

Способы соединения концов каната с деталями машин. Для крепления конца каната к оси широко применяют различные устройства, например коуши (рис. 4,6, а), предохраняющие канат от резких перегибов, уменьшающие напряжение смятия и защищающие его от истирания об ось. Канат укладывают в желоб коуша и свободный конец соединяют с основной ветвью.

 

 

 

рис 4,6

 

 

Соединение конца каната может быть осуществлено путем сращивания — вплетения проволок распущенного конца каната в основную ветвь на длине (20—25) d с последующей оплеткой стальной проволокой (рис. 4.6, б). Такое соединение является весьма трудоемким.

Более распространенным является соединение винтовыми зажимами с фигурной планкой (рис. 4.6, в). Для уменьшения деформации изгиба рабочей ветви каната зажимы в этом случае устанавливают, так, чтобы рабочая ветвь прижималась к планке.

На рис. 4.6, г представлено соединение двумя планками с трапециевидной канавкой. Число зажимов должно быть не менее трех в зависимости от диаметра каната 116].

 

 

Шаг между зажимами и длина свободного конца каната от последнего зажима должна быть равна не менее шести диаметрам каната.

Широко распространено соединение каната с помощью стальных конических стаканов (рис. 4.6, д). В этом случае канат протаскивают через узкий конец втулки на длину, равную двум длинам конуса, при этом канат расплетают, вырезают органический сердечник, каждую проволоку очищают и сгибают в 2 раза, затем канат помещают во втулку и заливают легкоплавким металлом.

Надежным и удобным в эксплуатации является клиновой зажим (рис. 4.6, е), состоящий из конической втулки овального сечения и клина.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..