Электрическая таль (с электрическим приводом). Отличительным
признаком электроталей является компактность. Электроталн подвешивают к
неподвижным опорам (балкам, колоннам, стенам и т. д.) с помощью болтов
или крюков или к тележкам, перемещающимся по монорельсовому пути.
Управление механизмом подъема электро-тали производят с пола с помощью
двухкнопочного поста управления, подвешенного к тали. Токоподвод
выполнен в виде троллей или гибкого кабеля. Грузоподъемность
электроталей составляет 0,1—15 т. Высота и скорость подъема груза
соответственно не более 30 м и 0,05—0,15 м/с. При необходимости
(например, при выполнении монтажных работ) электротали кроме основной
скорости подъема могут иметь еще дополнительную, так называемую «поса-дочную»
скорость, которая может быть в несколько раз меньше основной скорости.
Электротали могут быть использованы в качестве самостоятельных
грузоподъемных машин или в качестве механизмов подъема в более сложных
машинах (монорельсовых тележках, мостовых однобалочных кранах, настенных
консольных кранах и т. д.). Большинство электроталей имеют в качестве
гибкого грузового элемента стальной канат и реже сварную или
пластинчатую цепь. Конструкции канатных электроталей весьма
разнообразны, причем различаются они между собой взаимным расположением
барабана и электродвигателя. По этому признаку электротали разделяют с
фланцевым двигателем, установленным на одной оси с барабаном, с
двигателем, встроенным в барабан, и с параллельным расположением
двигателя и барабана.
Электротали с фланцевым двигателем, расположенным на одной оси с
барабаном, имеют большую длину; распространения не получили.
Электротали с двигателем, встроенным в барабан (рис. 1.6), серии ТЭ
имеют грузоподъемность 0,5; 1; 2; 3,2; 5; 8; 12,5 и 16 т.
Рис. 1.6. Электроталь с двигателем, встроенным в
барабан
Статор асинхронного двигателя 4 этих электроталей
запрессован в барабан 5. С одной стороны (слева) от барабана расположен
двухступенчатый соосный редуктор с шестернями 1,9 и зубчатыми колесами
10, 2, грузоупорный винтовой тормоз 11 и колодочный электромагнитный
тормоз 12, а с другой стороны (справа) —шкаф 6 с электроаппаратурой
управления. Момент от редуктора передается через зубчатую муфту 8. Ввиду
того, что статор двигателя вращается вместе с барабаном, для подвода
электроэнергии к статору таль снабжают кольцевым токоприемником 7. Для
обеспечения стабильности коэффициента трения диски грузоупорного тормоза
расположены в масляной ванне редуктора. Исходными данными для
определения частоты вращения барабана являются частота вращения ротора
относительно статора n12-1. при номинальной нагрузке тали и направление
вращения ротора относительно статора (барабана). Частоту вращения n12-1
определяют по каталогу на электродвигатели. Из рис. 1.6 видно, что ротор
3 и статор 4 вращаются в одну и ту же сторону, тогда справедливы
уравнения
Вследствие максимальной компактности талей
рекомендуется их зубчатые передачи изготовлять из хромоникелевых,
хромистых и других высококачественных легированных сталей, а шестерни
выполнять с малым числом зубьев.
В качестве привода в электроталях используют только асинхронные
короткозамкнутые двигатели. Если требуется применение двухскоростного
механизма подъема, то используют многоскоростные асинхронные двигатели
или специальный дополнительный микропривод.
Рассмотрим конструкцию передвижной электрической тали. В этих талях
механизм подъема подвешен к тележке, перемещающейся по монорельсовому
подвесному пути и выполненной приводной или неприводной.
На рис. 1.7 показана электроталь 2, подвешенная к четырехколесной
неприводной тележке 1, передвигающейся с помощью приводной тележки 4.
Управление талью и приводной тележкой осуществляется с пола при помощи
четырехкнопочного поста управления 3.
Приводная тележка (рис. 1.8) имеет два приводных 2 и два нажимных
фигурных ролика 3. Профиль роликов близок к профилю полки двутавровой
балки, по которой перемещается тележка. Приводные ролики получают
вращение от электродвигателя 5 через двухступенчатый редуктор 1.
Необходимое сцепление приводных роликов с подвесным путем осуществляется
прижатием нажимных
роликов двумя пружинами 4 к полке этого пути, а
также собственным весом приводной тележки.
Скорость передвижения приводной тележки менее 0,5 м/с, поэтому он не
снабжен тормозом.