14. КОНТАКТОРЫ БАШЕННЫХ КРАНОВ

  Главная      Учебники - Краны     Справочник молодого машиниста башенных кранов (Н. И. Чернышев, В. А. Романюха) - 1966 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

14. КОНТАКТОРЫ БАШЕННЫХ КРАНОВ

 

 


Контактор — это аппарат для включения и отключения Электрическою тока силовых пеней при дистанционном управлении электроприводом и для линейной защиты.

В зависимости от тока тока различают контакторы постоянного и переменного тока, а в зависимости от количества одновременно отключавши цепей—однополюсные и многополюсные.

Контакторы выполняют как с замыкающими, так и с размыкающими главными (силовыми) контактами и блок-контактами.

Исполнение контактов определяют в нормальном положении контактора, когда отсутствует ток но втягивающей катушке. При этом размыкающие контакты замкнуты (закрыты), а замыкающие контакты разомкнуты (открыты).

 

 

 

Контактор любой конструкция (рис. 51) состоит из следующих основных частей: магнитной системы, контактной системы, системы блок-контактов.

Магнитная система включает в себя втягивающую катушку» неподвижную часть магннтопровода (ярмо) и подвижную часть маг-нитопровода (якорь).

Магнитный поток, создаваемый катушкой при прохождении по иен тока, замыкаясь через ярмо и якорь, вызывает усилия, стремящиеся сблизить их до соприкосновения.

Контактная система состоит из неподвижных и подвижных контактов. Подвижные контакты соединены механически с якорем. Когда якорь сближается с ярмом, подвижные замыкающие контакты соединяются с неподвижными. При снятии напряжения с катушки контактор отключается под действием собственного веса подвижной системы и усилий контактных пружин.

При размыкании контактов контактора, находящегося под током, между ними, как правило, возникает электрическая дута. Мощность дуги зависит от напряжения, рода тока и величины его.

Отключение постоянного тока при всех прочих равных условиях сопровождается более мощной и устойчивой дугой.

Электрическая дуга, даже кратковременно образовавшаяся между контактами, служит причиной их износа и даже разрушения. Для сокращения времени ее горения (до десятых долей секунды) часто применяется принудительное гашение.
 

 

Принудительное гашение дуги может быть даионным иди электромагнитным (рис, 52). В обоих случаях контакты заключают в так называемую дутогасительную камеру из огнестойкого материала. Камера служит для охлаждения и гашения дуги и предотвращает переброс ее на соседние аппараты или заземленные части.

При деионном гашении над контактами устанавливают ряд металлических пластин — деионную решетку. Возникающая дуга под влиянием динамических усилий тока поднимается кверху и, разбиваясь на части решеткой, охлаждается и гаснет.

Денонпое гашение используют только для контакторов переменного тока, когда частота включения и час не более 300.

При электромагнитном гашении ток цепи проходит от неподвижного контакта к подвижному через дугогаептельную катушку, укрепленную в дугогасительпой камере. Внутри камеры создается магнитное поле, в зоне которого находятся контакты. Дуга, образовавшаяся при размыкании контактов, взаимодействуя с магнитным полем, растягивается и, охлаждаясь о стенки камеры, разрывается.

Если мощность контактов небольшая, то принудительного гашения дуги не применяют, но между полюсами контактора ставят перегородки, препятствующие переброске дуги на контакты соседних полюсов.

Работа контакторов со снятыми дутогасительными камерами недопустима.

Блок-контакты выполняют в виде отдельного узла и наличие или отсутствие их не влияет на конструкцию контактора. Блок-контак-ты рассчитаны на небольшие ток» (не более 20 о) и принудительного гашения не имеют.

Важную роль в работе магнитной системы контактора переменного тока играет короткозамкнутый виток в виде металлической (латунной, медной) рамки, закрепленной в специальной прорезн на крайних торцах якоря или ярма.

При отсутствии короткозамкнутого витка в момент исчезновения магнитного поля (т. е. 100 раз в секунду при частоте напряжения 50 i'll) якорь стремился бы оторваться от ярма и при нарастании потока снова притянуться к нему. В результате магнитная система работала бы с сильной вибрацией, гулом и чрезмерным нагревом.

Ярмо и якорь магнитной системы контактора переменного тока склепаны из тонких листов трансформаторной стали для уменьшения нагрева стали и потерь от вихревых токов, возникающих при перемагничивании. Торцы ярма и якоря шлифуют, чтобы они плотно прилегали друг к другу.

После отключения втягивающей катушки остаточный магнетизм системы может вызвать «прилипание» якоря к ярму, которое предотвращают постоянным воздушным зазором в средней части магнитной системы, ослабляющим величину оставшегося магнитного потока.

Технические данные контакторов, наиболее употребительных в элсктросхемах башенных кранов, приведены в табл. 10.

 

 

 

 

Рис. 51. Контактор переменного тона: а -разрез по магниту, б — разрез по валу с видом на контактный элемент: 1 — ярмо, 2 — катушка, 3 — якорь, 4 — вал, 5 — подвижный контакт, 6 — неподвижный контакт. 7 — дугогасительная камера

 

 

 

 

Рис. 52. Системы принудительного дутогашения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..