22. КОНТРОЛЛЕРЫ БАШЕННЫХ КРАНОВ

  Главная      Учебники - Краны     Справочник молодого машиниста башенных кранов (Н. И. Чернышев, В. А. Романюха) - 1966 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

22. КОНТРОЛЛЕРЫ БАШЕННЫХ КРАНОВ

С помощью контроллеров осуществляют управление работой электродвигателя, т. е его включение, регулирование скорости, остановку и изменение направления движения (реверсирование).

Реверсированием электродвигателя изменяют направление движения механизма. Реверсирование производят путем изменения порядка подключения двух питающих проводов цепи статора. При этом получается другой порядок чередования фаз в обмотке статора, и вращающееся поле статора и ротор изменяют направление вращения.

Скорость вращения асинхронного двигателя регулируют, как правило, включением во внешнюю цепь ротора двигателя с контактными кольцами добавочного пускорегулирующего сопротивления; чем больше сопротивление, тем больше величина скольжения 5 и тем меньше скорость вращения двигателя п.

Сопротивление увеличивается или уменьшается ступенями в соответствии с изменением положения рукоятки контроллера.

На рис. 44 приведены типовые механические характеристики асинхронного электродвигателя с фазовым ротором, показывающие, как при различных положениях рукоятки контроллера изменяется скорость вращения двигателя n в зависимости от изменения момента нагрузки AfCT на валу двигателя.

При положении контроллера 1 величина пускорегулирующего сопротивления максимальная, при положениях 2, 3 и 4 она постепенно уменьшается, а на положении 5 — сопротивление полностью закорачивается и двигатель работает на своей естественной (автоматической) характеристике. Установившаяся скорость вращения двигателя
на каждом из этих положений соответствует моменту нагрузки механизма, приложенному к валу электродвигателя.

С изменением момента меняется и скорость: если нагрузка растет, то скорость падает. Поэтому одна и та же установившаяся скорость при различных нагрузках механизма может быть получена на разных положениях контроллера.

Пуск электродвигателя с фазовым ротором осуществляется постепенным передвижением рукоятки контроллера из одного положения в другое (от 0 до 5) по мере возрастания скорости вращения электродвигателя. На первых (реостатных) положениях контроллера включение пускорегулировочного сопротивления в цепь ротора уменьшает пусковой ток электродвигателя, а следовательно, и его пусковой момент. На рис. 44 толстой линией показано изменение скорости вращения двигателя и его пускового момента на всех по-ложениях контроллера при постоянной нагрузке механизма (Aff,= = const).

Кошроллеры, применяемые для управления электроприводами крановых механизмов, по принципу работы разделяются на два вида:

1) контроллеры непосредственного управления или силовые, коммутирующие непосредственно силовые цепи двигателя при помощи контактных устройств контроллера с ручным приводом;

2) контроллеры дистанционного управления или магнитные, управляемые дистанционно при помощи командоконтроллеров, коммутирующих цепи управления.

Силовые контроллеры. В настоящее время наша промышленность выпускает силовые контроллеры с контактными устройствами только кулачкового типа. Изготовлявшиеся ранее контроллеры барабанного типа (рис. 45) сохранились в эксплуатации.

Контактное устройство барабанного контроллера состоит из ряда пружинящих контактов-пальцев, собранных на неподвижной изоляционной доске, и из металлических сегментов с медными накладками. собранных па изолированном валу. При вращении вала его сегменты производят электрическое соединение между контактными пальцами по требуемой схеме.

Технические данные барабанных контроллеров, устанавливаемых на башенных кранах, приведены в табл. 7.

 

 


Таблица 7
Техническая характеристика барабанных контроллеров

 

 

 

 

Основными конструктивными узлами кулачкового контроллера (рис. 46) являются контактные (кулачковые) элементы и вал с кулачковыми шайбами.

Кулачковый элемент смонтирован на изоляционной доске или на фасонном пластмассовом изоляторе. Доски с кулачковыми элементами закреплены на раме контроллера. Кулачковый элемент может

быть целиком снят для ремонта или замены, без нарушения крепления и электрических соединений остальных элементов.

Узел неподвижного контакта и подшипник поворотного рычага с подвижным контактом закреплены на изоляционном основании элемента, Пока конец рычага 4 с роликом 6 не соприкасается с выступом кулачковой шайбы 5, спиральная пружина 7 замыкает контакты элемента: прижимает его подвижный контакт 2 к неподвижному I. Когда пал повернут в такое положение, что ролик 6 рычага 4 находится па гребне кулачковой шайбы, рычаг поворачивается и контакты 1 и 2 размыкаются.

Помимо основной замыкающей пружины 7, на подвижный контакт действует пружина 3, обеспечивающая необходимую силу нажатия между контактами. Подвижный контакт 2 в процессе замыкания или размыкания совершает сложное движение, перекатываясь по неподвижному контакту, что обеспечивает лучшие условия их работы.

Помимо контактов главной цепи, включенных в цепь ротора или статора двигателя, контроллеры имеют кулачковые элементы кепи управления.

У контроллеров НТ-100 и НТ-150 кулачковые элементы цепей управления отличаются от элементов, коммутирующих главную цепь

меньшими габаритами и тем, что вместо подвижного контакта на рычаге закреплен мостик, который может замыкать два неподвижных контакта. У контроллеров остальных серий кулачковые элементы цепи управления такие же, как и элементы, коммутирующие главную цепь.

 

 

 

 

 

 

Рис. 45. Барабанный контроллер:
1 — корпус. 2 - сегменты. 3—вал с сегменте держателями, 4 — штурвал. 5 — пальцедержатель с пружиной и регулировочными гайками, 6 — стальная изолированная рейка. 7— пальцы с сухарями, 5 съемный кожух

 

 

 

 

 

Рис. 46. Кулачковый контроллер:
1 — неподвижный контакт 2 — подвижный контакт 3 — пружина контакта, 4 — поворотный рычаг 5 — кулачковая шайба, 6 — ролик, 7 — пружина, 8 — изоляционное основание

 

 

 

 


На изоляторах кулачковых элементов контроллеров HI-IUU и НТ-150, коммутирующих статорную цепь, установлены дугогаентель-ные камеры. Кулачковые элементы контроллеров НТ-50, НТ-60 и KKT-G0 дугогаснтелышх систем не. имеют, а элементы, коммутирующие цепи статора, заключены в дугостойкие перегородки.

Кулачковые элементы контроллеров ККТ-60 расположены в два ряда и каждая шайба барабана управляет одновременно двумя элементами в отличие от остальных контроллеров, где каждым кулачковым элементом управляет своя шайба. В связи с этим контроллеры KKT-G0 отличаются малыми габаритами, близкими к габаритам командоконтроллеров (рис, 47, а, б). Корпус контроллеров ККГ-60 выполнен из легкого алюминиевого сплава.

Кулачковые контроллеры снабжены фиксирующим механизмом для остановки вала в положении, соответствующем полному замыканию или полному размыканию контактов. Нонорот кулачкового вала производится с помощью штурвала или рукоятки. Контроллер закрывается съемным кожухом.

В табл. 8 приведены основные каталожные данные кулачковых контроллеров.

Номинальная мощность этих контроллеров (нагрузка двигателя, для которого предназначен контроллер) дана при условии не более ООО включений в час и ПВ, равном 40%.

 

 

 

 

Рис. 47. Габаритные размеры кулачковых контроллеров: а — типа ККГ-60, б —типа НТ-60

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..