СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ПРИБОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ
КРАНОВ
§ 48.
МЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМИ
КРАНАМИ К-46 И КС-2561 Д
Механизмами крана управляют из расположенной на
поворотной раме кабины машиниста, в которой размещены сиденье, рычаги
управления и контрольные приборы.
Каждый механизм крана соединен с рычагом управления в кабине крановщика
посредством соединительных тяг и рычагов.
Размещение рычагов управления в кабине машиниста крана К-46 показано на
рис. 122. Рычаг 2 служит для включения механизма вращения крана и
стреловой лебедки. При перемещении рычага вниз (от себя) включают
механизм подъема и опускания стрелы, при перемещении вверх — механизм
вращения. Рычагом 3 управляют грузовой лебедкой. При перемещении рычага
вниз лебедку включают (осуществляется подъем или опускание
груза). Когда рычаг находится в верхнем положении,
лебедка выключена.
Рис. 122. Рычаги управления крана К-46:
I — указатель вылета стрелы, 2—4 — рычаги, 5 и 6 — педали
Рычаг 4, предназначенный для управления реверсом,
соединен с подвижной муфтой реверса карданным валом. Перемещением рычага
вперед (от себя) включают подъем груза и стрелы или поворот поворотной
рамы влево. При перемещении рычага «на себя» происходит опускание груза
(стрелы) или поворот поворотной рамы вправо.
Педаль 5, служащая для управления дроссельной заслонкой карбюратора, и
педаль 6, посредством которой управляют сцеплением автомобиля, соединены
соответственно с дроссельной заслонкой карбюратора и механизмом
включения сцепления посредством рычагов и тяг, проходящих через полый
вертикальный вал промежуточного редуктора.
Когда кран не работает или находится в транспортном положении, все
рычаги управления в кабине должны быть выключены, стрела опущена, а
грузовой крюк расчалкой соединен с крюками на раме автомобиля.
Для перевода крана в рабочее положение устанавливают рычаг
коробки передач автомобиля в положение, соответствующее I или II
передаче в зависимости от необходимой скорости работы крана, а затем
снимают расчалку крюка, для чего плавно выжимают педаль 6 сцепления,
перемещают рычаг 4 в направлении «на себя», а рычаг 3 вниз. После этого
плавно отпускают педаль сцепления и нажимают педаль 5. Как только
натяжение расчалки ослабевает, рычаги 4 и 3 выключают и снимают расчалку
с крюков.
Для подъема стрелы выжимают педаль 6 сцепления, рычаг 4
перемещают вперед, рычаг 2 вниз и плавно отпускают педаль 6. После
подъема стрелы в нужное положение снова выжимают педаль 6 и переводят
рычаги 2 и 4 в нейтральное положение, а затем отпускают педаль 6. Чтобы
опустить стрелу, выжимают педаль 6 и включают рычаг 4 в направлении «на
себя», при этом рычаг 2 должен находиться в крайнем нижнем положении,
после чего отпускают педаль 6. По достижении стрелой нужного положения
снова выжимают педаль 6, выключают рычаги 2 и 4 и отпускают педаль 6.
Скорость подъема и опускания стрелы регулируют педалью 5 управления
дроссельной заслонкой карбюратора.
Для подъема груза выжимают педаль 6, переводят рычаг 4 вперед, а
рычаг 3 вниз и отпускают педаль 6. Как только груз достиг нужной высоты,
снова выжимают педаль 6 сцепления и переводят рычаги 4 и 3 в нейтральное
положение.
Чтобы опустить груз, выжимают педаль сцепления, рычаг 4 переводят
назад, а рычаг 3 вниз и плавно отпускают педаль сцепления. Для остановки
груза выжимают педаль сцепления и выключают рычаги 3 и 4.
Для поворота платформы влево или вправо
выжимают педаль сцепления 6, рычаг 2 переводят в крайнее верхнее
положение, а затем рычаг 4 переводят вперед (поворот влево) или назад
(поворот вправо), после чего отпускают педаль сцепления. По окончании
поворота выжимают педаль сцепления и переводят рычаги 2 и 4 в
нейтральное положение. Скорость поворота и подъема груза регулируют
педалью 5 управления дроссельной заслонкой карбюратора.
На кране КС-2561Д управление всеми
механизмами осуществляется при помощи трех рычагов и двух педалей (рис.
123). Педаль^ служит для управления сцеплением автомобиля, при нажиме на
педаль сцепление выключается. Управление сцеплением пневматическое, но
для аварийного выключения сцепления в случае отказа пневмоуправления
имеется педаль 3, соединенная непосредственно с системой тяг и рычагов
управления муфтой сцепления.
Кроме того, на кране КС-2561 Д пневматический привод в системе
управления используют для размыкания тормозов грузовой и стрелоподъемной
лебедок.
Дроссельной заслонкой карбюратора двигателя управляют при помощи педали
2: при нажатии на педаль увеличивается число оборотов двигателя и
соответственно скорость подъема или опускания груза, стрелы или скорость
вращения поворотной платформы крана.
Для управления механизмом реверса предназначен
рычаг 1, имеющий три положения: нейтральное, крайнее переднее для
подъема крюка, стрелы и поворота платформы влево и крайнее заднее для
опускания крюка, стрелы или поворота платформы вправо.
Грузовую лебедку включают рычагом 5, рычаг устанавливают в переднее
положение («от себя»).
Стрелоподъемную лебедку и механизм вращения включают рычагом 6, имеющим
три положения: нейтральное, крайнее переднее— включена стрелоподъемная
лебедка, крайнее заднее — включен механизм вращения.
На установленном в кабине машиниста пульте 7 размещены включатель и
контрольная лампа отопительной установки, включатели фар и плафонов
освещения, контрольные лампы размыкания тормозов лебедок, кнопка
включения стартера двигателя, кнопка сигнала, контрольная спираль
отопительной установки и реле выключения отопительной установки,
включатель вентилятора 8.
Контрольные вопросы
1. Каково назначение рычагов управления на кране К-46 и КС-2561Д?
2. Какие рычаги включают для подъема и опускания стрелы?
3. В какой последовательности включают рычаги для подъема груза?
4. Как управляют механизмом вращения поворотной, платформы?