ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ
В электрические схемы кранов включен ряд измерительных и указательных
приборов, предназначенных для контроля работы системы и механизмов:
амперметры, указатели уровня топлива, температуры воды и давления масла.
Амперметр (рис. 59, а) служит для измерения силы тока. По его показаниям
контролируют зарядку аккумуляторной батареи. Его включают
последовательно в цепь аккумуляторной батареи. На корпусе с изоляционной
пластиной 8 размещены клеммы 4 и 7 с латунной шиной 6, постоянный магнит
3, стрелка 1 с якорем 5 и шкала 2.
При прохождении тока по шине создается магнитное поле, действующее на
якорь 5 со стрелкой 1. Угол отклонения стрелки пропорционален
проходящему через амперметр току. В зависимости от направления тока в
цепи стрелка отклоняется в сторону знака « + », указывая на зарядку
аккумуляторной батареи, а в сторону «—»— на ее разрядку.
Указатель уровня топлива (рис. 59, б) состоит из собственно указателя,
расположенного в кабине водителя и датчика, установленного внутри
топливного бака. Указатель состоит из двух катушек 12 и 17,
расположенных на кронштейнах 11 и 16 под углом 90° одна к другой. В
точке пересечения геометрических осей катушек на оси установлен якорь 5
со стрелкой. Шкала прибора имеет пять делений. Против крайнего деления
слева нанесена цифра 0 (бак пустой), против среднего цифра 0,5 (бак
заполнен топливом наполовину) и против крайнего справа — буква П (бак
полный).
Один конец обмотки реостата датчика 13 соединен с массой, а другой — с
обмотками катушек 12 и 17 указателя. По обмотке реостата скользит ползун
14, укрепленный на верхнем конце стержня поплавка 15.
Работа прибора основана на взаимодействии двух
магнитных полей, создаваемых при прохождении тока через последовательно
соединенные обмотки катушек 12 и 17 указателя. Когда бак не
имеет топлива, сопротивление реостата датчика 13
выключено, а когда бак заполнен топливом, поднимаемый топливом поплавок
15 включает сопротивление реостата полностью.
С изменением величины включенного сопротивления
меняется ток в обмотках катушек 12 и 17, а следовательно, и магнитное
поле вокруг витков обмотки. В результате этого происходит изменение
результирующего магнитного поля, соответствующее смещение якоря 5 и
соединенной с ним стрелки. Клемма Б указателя соединена проводом через
выключатель 10 зажигания с аккумуляторной батареей 9 или генератором,
поэтому указатель работает только при включенном зажигании.
Рис. 59. Измерительные и указательные приборы: а
—* амперметр, 6 — указатель уровня топлива, в — указатель температуры
воды, г — указатель давления масла;
I — стрелка, 2 — шкала, 3 — магнит, 4, 7 и 27 — клеммы, 5 — якорь, 6 —
шина, 8— пластина, 9 —батарея» 10 — выключатель зажигания, 11 и 16 —
кронштейны, 12 и 17 — катушки, 13 — датчик, 14 — ползун, 15 — поплавок,
18 и 19 — контакты, 20 и 22 — обмотка, 21 и 23 — пластина, 24 —
сопротивление, 25 — корпус датчика, 26 — диафрагма
Указатель температуры воды (рис. 59, в)
состоит из датчика, ввернутого в головку цилиндров и находящегося в
полости водяной рубашки, и указателя, расположенного в кабине водителя.
В корпус датчика впаяна латунная гильза, внутри которой установлены
неподвижный контакт 18, биметаллическая пластина 21 с обмоткой 20. На
свободном конце пластины размещен контакт 19. Контакт 18 соединен с
массой, а пластина 21 изолирована от массы. Один конец обмотки 20
присоединен к контакту 19, а второй через пластину 21 соединяется с
клеммой 7 на корпусе прибора. В корпусе указателя также имеется пластина
23 с обмоткой 22, эта пластина соединена со стрелкой 1 указателя Клемма
7 датчика соединена с указателем проводом через сопротивление 24.
При включенном зажигании ток от аккумуляторной батареи 9 проходит через
замкнутые контакты выключателя 10 и обмотку 20. В результате этого
происходит нагревание и изгиб пластины 21. Контакты 18 и 19 размыкаются.
При охлаждении пластины эти контакты вновь смыкаются.
Когда двигатель холодный, пластина 21 нагревается меньше и контакты 18 и
19 размыкаются реже. Благодаря этому в обмотку 22 указателя поступает
больший ток, что вызывает нагрев и изгиб пластины 23. При этом
соединенная с пластиной 23 стрелка 1 указателя располагается в начале
шкалы, показывая низкую температуру (на рисунке показано пунктиром). С
повышением температуры воды периоды замкнутого состояния контактов 18 и
19 будут сокращаться, в обмотку 22 будет поступать меньший ток, пластина
23, остывая, начнет распрямляться и отклонять стрелку 1. Таким образом,
положение стрелки на шкале будет соответствовать температуре воды в
водяной рубашке двигателя.
Указатель давления масла (рис. 59, г) показывает давление масла в
системе смазки двигателя. Он состоит из датчика и указателя. Корпус 25
датчика расположен на блоке двигателя и сообщается с масляной
магистралью. В корпусе размещена диафрагма 26 и соединенный с нею
кронштейн 11 с контактом 18. Кронштейн 11 соединен с массой. На
изоляционной подкладке в корпусе датчика установлена упругая
биметаллическая пластина 21 с контактом 19 и обмоткой 20. Пластина
соединена с клеммой 7, изолированной от массы.
В корпусе указателя, установленном в кабине
водителя, размещена упругая биметаллическая пластина 23 с обмоткой 22,
Эта пластина соединена со стрелкой 1 указателя, а обмотка — с
изолированными клеммами 4 и 27. Клемма 27 указателя соединена с клеммой
7 датчика проводом через сопротивление 24. На шкале указателя нанесены
деления, показывающие давление масла в кГ/см2.
При включенном зажигании ток от аккумуляторной батареи 9 проходит через
замкнутые контакты выключателя зажигания 10 в обмотку 22, а затем через
сопротивление 24 в обмотку 20. В результате прохождения тока по обмотке
22 пластина 23 изгибается и отклоняет стрелку 1. Величина отклонения
стрелки пропорциональна току, проходящему по обмотке 22.
При прохождении тока по обмотке 20 датчика происходит нагрев и
отклонение пластины 21 и, следовательно, размыкание контактов 18 и 19.
Если давление масла в системе смазки низкое, то диафрагма 26 давит на
кронштейн 11 и расположенный на ней контакт 18 с небольшой силой. При
этом размыкание контактов 18 и 19 происходит быстрее, ток в цепи чаще
прерывается, пластина 23 указателя также нагревается незначительно и
удерживает стрелку в начале шкалы прибора. При повышении давления масла
в системе диафрагма 26 давит на контакты 18 и 19 с большей силой,
отгибая пластину 21. При этом для размыкания контактов 18 и 19 требуется
большее усилие и размыкания происходят реже, через обмотку 22 идет
большой ток, нагревая и изгибая пластину 23, которая отклоняет стрелку
указателя и стрелка показывает на шкале большее давление масла в
системе.
Контрольные вопросы
1. Какие контрольно-измерительные приборы установлены на кранах и каково
их назначение?
2. Каков принцип действия указателей уровня топлива?
3. Как работает указатель температуры воды?
4. Из каких частей состоит указатель давления масла?