Синхронные генераторы, применяемые на автомобильных кранах, по своему
принципиальному устройству не отличаются от асинхронных двигателей.
Синхронный генератор представляет собой электрическую машину, скорость
вращения которой находится в строгом постоянном отношении к частоте сети
переменного тока, с которой эта машина работает. Все генераторы
переменного тока промышленной частоты (50 гц) являются синхронными
машинами.
Синхронный генератор (рис. 51), так же как и асинхронный двигатель,
состоит из неподвижной части— статора, в пазах которого располагается
трехфазная обмотка 8, и вращающейся части — ротора 5. Кроме основной
обмотки, в пазы ротора вложена дополнительная трехфазная обмотка,
служащая для пита-ния схемы возбуждения генератора. Начала фаз
дополнительной обмотки подводятся к стабилизатору, а концы — к щеткам
механического выпрямителя 11.
Ротор 5 генератора выполнен явнополюсным. Обмотка 4 ротора имеет
последовательное соединение отдельных катушек, которые устанавливаются
на полюсные сердечники. В верхней и нижней частях катушек установлены
изолирующие шайбы. Под нижней шайбой установлена стальная рамка,
удерживающая катушку от перемещения относительно сердечника. Концы
обмотки ротора выведены по внутренней полости вала к механическому
выпрямителю 11.
Механический выпрямитель представляет собой
разрезное кольцо, установленное на валу 1 ротора. Кольцо состоит из
рабочих и холостых ламелей, число которых равно числу полюсов
генератора. Холостые ламели установлены между рабочими. Все ламели
изолированы друг от друга прокладками.
Рабочие ламели через одну соединены перемычками, образуя две ветви:
положительную ( + ) и отрицательную (—). Ширина холостых ламелей вместе
с прокладками равна ширине щеток. Шесть щеток генератора с
щеткодержателями соединены с корпусом генератора посредством траверсы
10. Щетки соединены попарно гибкими кабелями, образуя параллельные
ветви, к которым подсоединены концы дополнительной обмотки 8 статора.
На автомобильных кранах применяют синхронные
генераторы серии ЕС (Е—единая, С—серия). Первая цифра индекса указывает
номер габарита машины, вторая — номер длины, последняя — число полюсов,
а следующая за ней буква С показывает наличие самовозбуждения. Например,
марка ЕС-82-4 С расшифровывается так: генератор синхронный единой серии,
восьмого габарита, второй длины, четырехполюснын с самовозбуждением.
Контрольные вопросы
1. Какие электрические машины применяют для привода механизмов кранов?
2. Каков принцип работы асинхронных и синхронных машин?
3. Как устроен асинхронный электродвигатель?
4 Какая разница между короткозамкнутым двигателем и двигателем с фазным
ротором?