Для быстроходных дизелей используют дизельное топливо марок ДЛ-летнее,
ДЗ-зимнее, ДА-арктическое и ДС-специальное.
Дизельное топливо должно удовлетворять следующим основным требованиям:
температура застывания летнего топлива должна быть не выше —10°С, для
зимних сортов — не выше —40° С, для арктического— не выше —60° С;
обеспечивать хорошее распыливание и мягкую работу дизеля, не
сопровождаемую стуками и неполным сгоранием;
не давать значительного нагара в цилиндрах и отложений на деталях
топливной аппаратуры;
не вызывать коррозии деталей, соприкасающихся с топливом или его парами;
не содержать механических примесей и воды.
Бесперебойное нагнетание топлива по тонким топливопроводам и хорошее
распыливание его возможны при условии, если топливо не слишком вязкое.
Однако вязкость топлива не должна быть и очень низкой, потому что оно
одновременно служит смазкой для сопряженных деталей насоса и форсунки.
Недостаточно вязкое топливо частично вытекает через зазоры между этими
деталями, что приводит к увеличению их износа, а также снижению давления
в системе и производительности топливного насоса.
Дизельное топливо должно обладать возможно меньшим периодом запаздывания
самовоспламенения, чтобы с момента начала впрыска топлива в цилиндр до
начала его воспламенения проходило как можно меньше времени. Отрезок
времени, в течение которого происходит задержка воспламенения топлива,
называется периодом индукции, т. е. периодом скрытой подготовки топлива
к горению. Чем больше период индукции, тем больше накапливается в
цилиндре жидкого топлива, которое затем сразу начинает гореть, вызывая
резкое возрастание температуры и давления, вследствие чего повышается
жесткость работы двигателя.
Способность топлива обеспечивать дизелю мягкую
работу с малым периодом индукции оценивается цетановым числом. Считается
вполне удовлетворительным дизельное топливо с цетановым числом не ниже
40. Цетановое число топлива особенно большое значение имеет при запуске
дизеля в холодное время года. Применение в этих условиях низкоцетанового
топлива настолько увеличивает индукционный период, что запуск дизеля
становится весьма затруднительным.
Образование кокса при сгорании дизельного топлива не должно превышать
0,05%, иначе в цилиндрах и на поршнях дизеля начинается интенсивное
нагарообразование и закоксование поршневых колец, что ухудшает работу
двигателя.
При наличии механических примесей в дизельном топливе в зазоры между
прецезионными деталями топливного насоса и форсунки попадают вместе с
топливом мельчайшие твердые частицы, которые наносят риски и задиры на
поверхности этих деталей, в результате чего детали оказываются
неработоспособными. Наличие воды в топливе вызывает коррозию деталей
топливной аппаратуры, а в зимнее время в таком топливе образуются
кристаллы льда, которые накапливаются в топливопроводах и фильтрах и
могут нарушить подачу топлива в цилиндры двигателя.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу дизеля и увеличить срок службы
топливной аппаратуры, следует применять только хорошо очищенное,
отстоявшееся дизельное топливо. Вследствие вязкости дизельного топлива
попавшие в него посторонние частицы и вода оседают медленно, поэтому для
его отстоя требуется значительно больше времени, чем для отстоя бензина.
Чтобы предохранить топливо от загрязнения, необходимо соблюдать правила
его хранения, транспортировки и заправки в баки.
Дизельное топливо почти не должно содержать кислот, вредно влияющих на
металлы; количество серы, влияющей на образование в топливе кислотных
соединений, не должно превышать в нем 0,2%.
Контрольные вопросы
1. Какие марки топлива применяют для дизелей и каким требованиям они
должны удовлетворять?
2. Что такое период индукции?
3. Какие качества топлива оценивают цетановым числом?