Техническое обслуживание системы охлаждения двигателей автомобилей с кранами

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Техническое обслуживание системы охлаждения двигателей автомобилей с кранами

 

 


Основными неисправностями системы охлаждения являются: подтекание воды, образование накипи на стенках рубашки охлаждения и трубках радиатора, уменьшение интенсивности работы водяного насоса и вентилятора вследствие ослабления натяжения приводных ремней, засорение пространства между трубками и пластинами радиатора. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению теплового режима, снижению мощности и сокращению срока службы двигателя.

Ежедневное техническое обслуживание системы охлаждения заключается в осмотре системы с целью проверки герметичности всех соединений, уровня охлаждающей жидкости в радиаторе, а также натяжения, ремня привода вентилятора. При осмотре системы проверяют:

наличие осевого зазора оси вентилятора и крепление его лопастей; если обнаружен осевой зазор, вентилятор снимают и подвергают ремонту;

затяжку гаек шпилек крепления радиатора и болтов крепления водяного насоса; при необходимости их подтягивают;

отсутствие подтекания жидкости в трубках и шлангах; для устранения течи жидкости из-под шлангов подтягивают хомутики поворотом соединительных шплинтов или гайки соединительных болтов;

исправность прокладки и действие паровоздушного клапана пробки радиатора; при нажатии пальцем на клапан он должен действовать без заеданий, прокладка пробки не должна иметь разрывов.

На двигателе ЗИЛ-130 необходимо периодически проверять затяжку гайки крепления ступицы шкива. При ослаблении гайку подтягивают усилием в пределах 5,5—7 кГм. После затяжки гайку зашплинтовывают.

Натяжение ремня привода вентилятора проверяют, нажимая на него в средней части. При нажиме с усилием 3—4 кГ прогиб ремня должен быть не более 10—15 мм. Если величина прогиба превышает 15 мм, натяжение ремня регулируют. Для этого на двигателе ЗИЛ-130 ослабляют болты крепления кронштейна генератора и насоса гидроусилителя руля и перемещают их до получения нормального натяжения ремня. После чего затягивают болты крепления.

При ТО выполняют работы, относящиеся к ежедневному техническому обслуживанию, и, кроме того, смазывают подшипники валика водяного насоса тугоплавкой водостойкой кальциевонатриевой смазкой 1—13. Подшипники заправляют маслом до тех пор, пока не появится свежая смазка из контрольного отверстия.

Проверяют исправность действия привода жалюзи и плотность их закрытия, а также надежность и герметичность крепления корпуса водяного насоса и исправность действия термостата. Весной и осенью при очередном ТО промывают систему и заменяют в ней антифриз водой или наоборот — воду антифризом.

Для проверки исправности водяного насоса снимают пробку горловины радиатора, проверяют наличие в нем воды и при необходимости доливают ее до требуемого уровня, пускают двигатель, прогревают его до нормальной температуры и проверяют на ощупь температуру нижней части радиатора и патрубка, через который вода поступает от радиатора к водяному насосу. При нормальной циркуляции воды патрубок и нижняя часть радиатора должны быстро нагреваться. Если нагрев слабый или нижняя часть радиатора не нагревается, значит циркуляция недостаточна, что свидетельствует о неисправности водяного насоса или термостата. Неисправный насос разбирают и ремонтируют.

Для проверки исправности термостата сливают воду из системы охлаждения, отсоединяют верхний шланг, отвертывают патрубок головки цилиндров, вынимают термостат и очищают его от накипи. Затем термостат и соединенный с ним термометр опускают в сосуд с водой, нагретой до 90°С, и наблюдают за его действием. Закрытие клапана термостата должно начаться при температуре 80° и закончиться при 70°С. Неисправный термостат заменяют новым.

Систему охлаждения двигателя заполняют мягкой водой; жесткую воду предварительно кипятят. При заполнении системы антифризами следует иметь в виду, что антифриз при нагревании расширяется сильнее, чем вода, поэтому его заливают в систему на 5—7% меньше полного ее объема. При пользовании антифризами надо соблюдать меры предосторожности, так как эти жидкости ядовиты.

Для промывки системы охлаждения двигателей, имеющих чугунную головку блока цилиндров, применяют щелочные растворы (например, 1 кг бельевой соды и 0,5 л керосина на 10 л воды). Раствор заливают в двигатель на 10—12 ч, после чего двигатель запускают и дают ему поработать 15—20 мин на малых оборотах. Затем смесь выливают и систему заполняют чистой водой.

Системы охлаждения двигателей с алюминиевой головкой промывают раствором тринатрийфосфата или чистой водопроводной водой под давлением.

 

 

 

 

Контрольные вопросы

1. Каково значение правильного теплового режима работы двигателя?

2. Каково назначение системы охлаждения и какие типы систем охлаждения применяют в двигателях?

3. Какие узлы и агрегаты входят в систему охлаждения?

4. Каким требованиям должна удовлетворять охлаждающая жидкость?

5. Каков принцип работы системы охлаждения?
 

6. Каковы назначение, устройство и принцип работы радиатора?

7. Как устроен и для чего служит вентилятор?

8. Каковы назначение, устройство и принцип работы термостата?

9. Каков принцип работы водяного насоса?

10. В чем заключается ежесменное техническое обслуживание системы охлаждения?

11. Как проверить и отрегулировать натяжение приводного ремня вентилятора?

12. Какие виды работ по обслуживанию системы охлаждения выполняют при ТО?

13. Для чего и как промывают систему охлаждения?

14. Как проверяют исправность термостата?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..