Приборы системы охлаждения двигателей автомобилей с кранами

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Приборы системы охлаждения двигателей автомобилей с кранами

 


В радиаторе вода, нагревшаяся в двигателе, разбивается на ряд тонких струек, поверхность теплоотдачи от воды к воздуху значительно увеличивается, вследствие чего повышается интенсивность охлаждения воды.

Радиатор состоит из сердцевины и верхнего и нижнего бачков с патрубками. Сердцевина радиатора имеет трубчато-пластинчатую или трубчато-ленточную конструкцию. Радиаторы выполнены в виде нескольких рядов трубок овальной формы, к которым припаяны ребра охлаждения в виде пластин или ленты из латуни или красной меди.

На верхнем бачке радиатора имеется заливная горловина с герметически закрывающейся пробкой. В нижнем бачке установлен кран для слива воды. У V-образных двигателей для слива воды предусмотрены три крана: по одному в правой и левой частях блока и один в нижнем бачке радиатора.

Чтобы предохранить радиатор от разрушения при повышении или понижении в нем давления, в пробке заливной горловины радиатора устанавливают паровоздушный клапан, представляющий собой два автоматически действующих клапана: паровой и воздушный. Паровой клапан открывается при повышении давления в радиаторе до 1,25—1,3 кГ/см2, т. е. при нагреве воды до 108— 110° С. Воздушный клапан открывается в случае снижения давления в радиаторе до 0,85—0,9 кГ/см2 и впускает в радиатор атмосферный воздух.

Впереди радиатора устанавливают жалюзи, представляющие собой шарнирно укрепленные пластины. В закрытом состоянии жалюзи ограничивают поток воздуха, проходящий через радиатор, и снижают интенсивность охлаждения воды. Управляют ими рукояткой из кабины водителя.

Вентилятор служит для увеличения количества воздуха, проходящего через радиатор. Он состоит из крыльчатки с лопастями. Привод вентилятора осуществляется обычно посредством ремня от коленчатого вала. На двигателе ЗИЛ-130 установлены три приводных ремня: один для привода водяного насоса с вентилятором и насоса гидроусилителя руля, второй для привода насоса с вентилятором и генератором, третий охватывает шкивы вентилятора и компрессора и служит для привода последнего. У двигателя ЯМЗ-236 привод вентилятора шестеренный.

Термостат служит для автоматического регулирования температуры воды в системе охлаждения двигателя и для ускорения прогрева двигателя после его пуска. Термостат размещен в выходном патрубке головки блока цилиндров. Наиболее распространены термостаты жидкостного типа (сильфонные) с двойным клапаном. Такой термостат состоит из закрытого тонкостенного гофрированного латунного баллона 1 (рис. 19), внутри которого

находится небольшое количество жидкости с низкой температурой кипения (смесь этилового спирта с дистиллированной водой). Одно дно термостата закреплено неподвижно, а второе соединено со штоком запорного клапана 2.

При температуре жидкости, выходящей из головки блока цилиндров, ниже 65—68° С клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость циркулирует в системе охлаждения, минуя радиатор, по малому кругу: насос — водяная рубашка двигателя'—термостат — насос.

По мере нагревания охлаждающей жидкости жидкость, заполняющая цилиндр термостата, начинает испаряться, увеличиваясь в объеме, и, преодолевая упругость стенок цилиндра, растягивает цилиндр и перемещает клапан, приоткрывая его. Циркулирующая в системе охлаждения вода (или другая охлаждающая жидкость) начинает частично поступать в радиатор. При повышении температуры воды до 80— 85° С клапан открывается полностью и вода начинает циркулировать по большому кругу: насос — водяная рубашка двигателя — радиатор — насос.

В системе охлаждения двигателя ЗИЛ-130 применен термостат с твердым наполнителем. В качестве наполнителя применен нефтяной воск (перезин) с медной стружкой, обладающий большим коэффициентом объемного расширения при нагревании.

Водяной насос центробежного типа служит для создания принудительной циркуляции воды или другой охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. У большинства моделей двигателей водяной насос (рис. 20) установлен на одном валу с вентилятором и приводится в движение от коленчатого вала двигателя посредством ременной передачи.

 

 

 

Рис. 19. Циркуляция охлаждающей жидкости при закрытом (а) и открытом (б) клапане сильфонного термостата:
1 — гофрированный баллон, 2 — запорный клапан

 



Вал 1 насоса вращается в двух шарикоподшипниках, имеющих уплотнения. Место выхода заднего конца вала из корпуса 5 подшипников уплотнено самоподжимным сальником 9. Сальник состоит из графитизированной текстолитовой уплотняющей шайбы, резинового уплотнения и пружины с двумя обоймами. Полость между подшипниками заполняют смазкой через масленку 6. На заднем конце вала установлена крыльчатка 8 насоса, закрытая кожухом 7, на переднем конце — ступица 2 вентилятора 3. Ступица закреплена на валу разрезной конусной втулкой и гайкой. Такое крепление дает возможность подтягивать ступицу при ослаблении посадки шкива 10. Привод насоса и вентилятора осуществляется клиновыми ремнями 4.

 

 

 

 

 

Рис. 20. Водяной насос и вентилятор двигателя ЗИЛ-130:
1 — вал, 2 — ступица, 3 — вентилятор, 4 — клиновой ремень, 5 — корпус подшипника, 6 — масленка, 7 — кожух, 8 — крыльчатка, 9 — самоподжимной сальник, 10 — шкив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..