Приборы системы охлаждения двигателей
автомобилей с кранами
В радиаторе вода, нагревшаяся в двигателе, разбивается на ряд тонких
струек, поверхность теплоотдачи от воды к воздуху значительно
увеличивается, вследствие чего повышается интенсивность охлаждения воды.
Радиатор состоит из сердцевины и верхнего и нижнего бачков с патрубками.
Сердцевина радиатора имеет трубчато-пластинчатую или трубчато-ленточную
конструкцию. Радиаторы выполнены в виде нескольких рядов трубок овальной
формы, к которым припаяны ребра охлаждения в виде пластин или ленты из
латуни или красной меди.
На верхнем бачке радиатора имеется заливная горловина с герметически
закрывающейся пробкой. В нижнем бачке установлен кран для слива воды. У
V-образных двигателей для слива воды предусмотрены три крана: по одному
в правой и левой частях блока и один в нижнем бачке радиатора.
Чтобы предохранить радиатор от разрушения при повышении или понижении в
нем давления, в пробке заливной горловины радиатора устанавливают
паровоздушный клапан, представляющий собой два автоматически действующих
клапана: паровой и воздушный. Паровой клапан открывается при повышении
давления в радиаторе до 1,25—1,3 кГ/см2, т. е. при нагреве воды до 108—
110° С. Воздушный клапан открывается в случае снижения давления в
радиаторе до 0,85—0,9 кГ/см2 и впускает в радиатор атмосферный воздух.
Впереди радиатора устанавливают жалюзи, представляющие собой шарнирно
укрепленные пластины. В закрытом состоянии жалюзи ограничивают поток
воздуха, проходящий через радиатор, и снижают интенсивность охлаждения
воды. Управляют ими рукояткой из кабины водителя.
Вентилятор служит для увеличения количества воздуха, проходящего через
радиатор. Он состоит из крыльчатки с лопастями. Привод вентилятора
осуществляется обычно посредством ремня от коленчатого вала. На
двигателе ЗИЛ-130 установлены три приводных ремня: один для привода
водяного насоса с вентилятором и насоса гидроусилителя руля, второй для
привода насоса с вентилятором и генератором, третий охватывает шкивы
вентилятора и компрессора и служит для привода последнего. У двигателя
ЯМЗ-236 привод вентилятора шестеренный.
Термостат служит для автоматического регулирования температуры воды в
системе охлаждения двигателя и для ускорения прогрева двигателя после
его пуска. Термостат размещен в выходном патрубке головки блока
цилиндров. Наиболее распространены термостаты жидкостного типа (сильфонные)
с двойным клапаном. Такой термостат состоит из закрытого тонкостенного
гофрированного латунного баллона 1 (рис. 19), внутри которого
находится небольшое количество жидкости с низкой
температурой кипения (смесь этилового спирта с дистиллированной водой).
Одно дно термостата закреплено неподвижно, а второе соединено со штоком
запорного клапана 2.
При температуре жидкости, выходящей из головки блока цилиндров, ниже
65—68° С клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость циркулирует в
системе охлаждения, минуя радиатор, по малому кругу: насос — водяная
рубашка двигателя'—термостат — насос.
По мере нагревания охлаждающей жидкости жидкость, заполняющая цилиндр
термостата, начинает испаряться, увеличиваясь в объеме, и, преодолевая
упругость стенок цилиндра, растягивает цилиндр и перемещает клапан,
приоткрывая его. Циркулирующая в системе охлаждения вода (или другая
охлаждающая жидкость) начинает частично поступать в радиатор. При
повышении температуры воды до 80— 85° С клапан открывается полностью и
вода начинает циркулировать по большому кругу: насос — водяная рубашка
двигателя — радиатор — насос.
В системе охлаждения двигателя ЗИЛ-130 применен термостат с твердым
наполнителем. В качестве наполнителя применен нефтяной воск (перезин) с
медной стружкой, обладающий большим коэффициентом объемного расширения
при нагревании.
Водяной насос центробежного типа служит для создания принудительной
циркуляции воды или другой охлаждающей жидкости в системе охлаждения
двигателя. У большинства моделей двигателей водяной насос (рис. 20)
установлен на одном валу с вентилятором и приводится в движение от
коленчатого вала двигателя посредством ременной передачи.
Вал 1 насоса вращается в двух шарикоподшипниках, имеющих уплотнения.
Место выхода заднего конца вала из корпуса 5 подшипников уплотнено
самоподжимным сальником 9. Сальник состоит из графитизированной
текстолитовой уплотняющей шайбы, резинового уплотнения и пружины с двумя
обоймами. Полость между подшипниками заполняют смазкой через масленку 6.
На заднем конце вала установлена крыльчатка 8 насоса, закрытая кожухом
7, на переднем конце — ступица 2 вентилятора 3. Ступица закреплена на
валу разрезной конусной втулкой и гайкой. Такое крепление дает
возможность подтягивать ступицу при ослаблении посадки шкива 10. Привод
насоса и вентилятора осуществляется клиновыми ремнями 4.