Рабочий цикл четырехтактного дизеля состоит из тех же тактов, что и
рабочий цикл карбюраторного двигателя. Но происходящие во время этих
тактов процессы внутри цилиндров различны.
Рис. 7. Рабочий цикл четырехтактного дизельного
двигателя:
а — впуск, б — сжатие, в — рабочий ход, г — выпуск; I — поршень, 2 —
выпускной клапан, 3 — впускной клапан, 4 — насос
В четырехтактном дизеле при такте впуска поршень 1
(рис. 7. а) движется от в. м. т. к н. м. т. В цилиндре создается
разрежение, вследствие чего через открытый впускной клапан 3 в цилиндр
по впускной трубе поступает очищенный в воздухоочистителе воздух.
Во время такта сжатия поршень движется от и. м. т. к в. м. т. (рис. 7,
б), сжимая находящийся в цилиндре воздух. Оба клапана закрыты. К концу
такта давление в цилиндре достигает 30—40 ат, а температура воздуха
повышается до 600—700°С. В этот момент в цилиндр через форсунку
впрыскивается под большим давлением, создаваемым насосом 4, мелко
распыленное топливо, которое, соприкасаясь с частицами нагретого
воздуха, воспламеняется и сгорает с большой скоростью. При сгорании
топлива в цилиндре образуются газы, создающие давление 50—80 ат.
Необходимость впрыска топлива в цилиндр до прихода поршня в в. м. т.
обусловлена тем, что топливо не может воспламениться мгновенно. Между
моментом начала впрыска и начала горения топлива проходит некоторое
время. Поэтому топливо впрыскивают в конце такта сжатия с таким
расчетом, чтобы максимальное давление газов в цилиндре создалось после
того, как поршень пройдет в. м. т.
Под давлением расширяющихся газов поршень перемещается от в. м. т. к н.
м. т., совершая рабочий ход (рис. 7, в). При этом оба клапана остаются
закрытыми. В конце рабочего хода открывается выпускной клапан 2 и
отработавшие газы под избыточным давлением интенсивно выходят в
атмосферу. Такт выпуска, как и у карбюраторных двигателей, совершается
при движении поршня от н. м. т. к в. м. т. В течение этого такта поршень
вытесняет из цилиндра остатки отработавших газов (рис. 7, г).
Контрольные вопросы
1. Из каких тактов состоит рабочий цикл четырехтактного карбюраторного
двигателя?
2. В каком направлении движется поршень при каждом такте и как работают
впускные и выпускные клапаны в карбюраторном двигателе?
3. Как меняется давление и температура в цилиндре карбюраторного
двигателя при каждом такте?
4. Каково назначение маховика?
5. В чем различие рабочих процессов дизельного и карбюраторного
двигателей?
6. Как протекает рабочий процесс дизельного двигателя?
7. Как меняются давление и температура в цилиндре дизельного двигателя
при каждом такте?