ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА АВТОМОБИЛЯХ С КРАНАМИ

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Глава 2
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

§ 5.

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА АВТОМОБИЛЯХ С КРАНАМИ

 



Двигателем называется силовой агрегат, преобразующий какой-либо вид энергии в механическую работу. Двигатели, у которых топливо сгорает внутри рабочих цилиндров, называют двигателями внутреннего сгорания.

Двигатели внутреннего сгорания подразделяют на поршневые и роторные. В поршневых двигателях вал получает вращательное движение в результате преобразования прямолииейно-поступательного движения поршня, на который оказывают давление продукты сгорания рабочей смеси. В роторных двигателях газы воздействуют непосредственно на вращающуюся деталь (ротор или колесо газовой турбины).

На современных автомобилях применяют поршневые двигатели внутреннего сгорания. Эти двигатели классифицируются по следующим признакам: способу смесеобразования, способу осуществления рабочего процесса, числу цилиндров и виду применяемого топлива.

По способу смесеобразования различают двигатели с внешним смесеобразованием (карбюраторные и газовые) и внутренним (дизели).

У двигателей с внешним смесеобразованием горючая смесь (смесь паров топлива и воздуха) образуется вне рабочих цилиндров, в специальных приборах — карбюраторах (смесителях). Из этих приборов горючая смесь в определенном объеме поступает в рабочие цилиндры, где воспламеняется электрической искрой (принудительное воспламенение).

У двигателей с внутренним смесеобразованием (дизелей) горючая смесь образуется непосредственно в цилиндрах, для чего в них подается воздух, который, сжимаясь, нагревается до очень высокой температуры. В конце сжатия в цилиндры под большим давлением впрыскивается в распыленном состоянии топливо. В результате соприкосновения с горячим воздухом частиц распы-ленного топлива последнее воспламеняется (воспламенение от сжатия).

Ряд периодически повторяющихся процессов в цилиндре двигателя, в результате которых происходит преобразование тепловой энергии в механическую работу, называется рабочим циклом двигателя. Часть рабочего цикла, совершаемая за время движения поршня от одной мертвой точки к другой (за один ход поршня), называется тактом.

По способу осуществления рабочего процесса двигатели подразделяют на четырех- и двухтактные. Двигатели, рабочий цикл которых совершается за четыре хода поршня (четыре такта) или два оборота коленчатого вала, называются четырехтактными. Двигатели, рабочий цикл которых совершается за два хода поршня (два такта) или за один оборот коленчатого вала, называются двухтактными.

По ч и с л у ц и л и н д р о в двигатели бывают одноцилиндровые и многоцилиндровые. На автомобилях применяют многоцилиндровые двигатели.

По виду применяемого топлива различают двигатели, работающие на жидком топливе (бензине, керосине, дизельном топливе), и двигатели газообразного топлива, работающие на генераторном, сжатом и сжиженном газах.

На автомобилях применяют преимущественно карбюраторные двигатели, работающие на бензине, и дизельные двигатели, работающие на дизельном топливе.

Основными эксплуатационными показателями работы двигателя являются развиваемая им эффективная мощность при определенном числе оборотов коленчатого вала и удельный расход топлива.

Эффективной мощностью двигателя называется мощность, передаваемая на исполнительные органы машины (например, привод грузовой лебедки). Эта мощность увеличивается при увеличении до определенного предела числа оборотов коленчатого вала двигателя. Эффективная мощность двигателя, гарантируемая заводом-изготовителем для определенной работы двигателя, называется номинальной. Номинальной мощности соответствует номинальное число оборотов коленчатого вала. Мощность двигателя измеряется в лошадиных силах (л. с.) *.

Количество топлива, потребляемое в среднем двигателем при данном режиме работы за один час, называется часовым расходом топлива. Удельный расход топлива получается от деления часового расхода топлива на развиваемую двигателем мощность и выражается в граммах на одну лошадиную силу в час (zjл. с. ч.). Об экономичности двигателей судят по удельному

расходу топлива, который у дизелей составляет 180—220, а у карбюраторных двигателей — до 350 г/л. с. ч.

Главными конструктивными параметрами, характеризующими двигатель внутреннего сгорания, являются диаметр цилиндра, ход поршня, число цилиндров, габариты и вес двигателя. Техническая характеристика двигателей, применяемых на автомобилях, являющихся базой для кранов, приведена в табл. 2. Из таблицы видно, что на автомобилях, применяемых для монтажа крановых установок, наряду с карбюраторными применяют дизельные двигатели.

Дизель имеет следующие основные преимущества по сравнению с карбюраторным двигателем: расходует в среднем на25% (по весу) меньше топлива на единицу произведенной работы и работает на тяжелых сортах топлива, поэтому более безопасен в пожарном отношении. Вместе с тем он имеет ряд недостатков. В цилиндрах дизеля развиваются более высокие давления, что требует повышения прочности его деталей, а это вызывает увеличение размеров и веса дизеля. Пуск дизелей, особенно при низких температурах, значительно труднее, чем пуск карбюраторных двигателей.

 

 

Таблица 2

Техническая характеристика автомобильных двигателей

Показатели

 

 

Двигатели

 

 

ЗИЛ-164А

ЗИЛ-130

Я АЗ-204А

ЯМЭ-236

ЯАЗ-М206А

Тип двигателя

Четырехтактны

ный

й карбюратор-

Дизель двух­тактный

Дизель четы­рехтактный

Дизель двух­тактный

 

6

8

4

6

6

 

101,6

100

108

130

108

 

114,3

95

127

140

127

Рабочий объем цилиндра (литраж), л .

5,55

6,0

4,65

11,15

6,97

Порядок работы цилиндров .

6,2

1 53624

6,5

1542

6378

17

1—3—4—2

16,5

i —4—2—5— 3—6

17

15—3—6— 2—4

Максимальная мощность с ограничите-

 

 

 

 

165

 

97(100)

150

110

180

Число оборотов коленчатого вала в ми­нуту:

 

 

 

 

 

при максимальной мощности ....

2600(2800)

3000

2000

2400

2000

при максимальном крутящем моменте'

1100—1400

1600—1800

1200—1400

1500

1200—1400

Максимальный крутящий момент, кГ/м

33

41,0

47

67

70,5

 

 

 

 

 

 

 



Контрольные вопросы

1. Что называется двигателем внутреннего сгорания?

2. Какие двигатели применяют на современных автомобилях?

3. По каким признакам классифицируют автомобильные двигатели?

4. В чем заключается принципиальное различие карбюраторных двигателей и дизелей?

5. Каковы основные эксплуатационные показатели работы и главные конструктивные параметры двигателей?



1 По международной системе единиц (СИ), установленной стандартом СССР, мощность измеряется в ваттах (вт), работа — в джоулях (дж), а сила— в ньютонах (н).
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..